В ожидании новой сказки

15787
Автор: Евгений Долбилин
Партнёр Scot Holland | CBRE в Центральной Азии и Казахстане

Сейчас Казахстане практически нет инвестиционных покупателей недвижимости. Частные инвесторы разуверились в ликвидности и надежности подобных инвестиций

2007 в Бангкоке – стоимость нового жилья в центре города составляет $2,5–2,8 тыс. за «квадрат». В это же время цены на квартиры в Сингапуре и Гонконге находятся на уровне $10 тыс. за «квадрат».

2007 в Алматы – цена на новое жилье в центре доходит до $10 тыс. за квадратный метр, у всех эйфория. Как признался один знакомый пару лет спустя, оказавшись с невыплаченными кредитами на несколько миллионов долларов: «Я думал, счастье будет вечным…». Но даже тогда, в конце 2000-х, отдав все банкам и попав в крайне тяжелое положение, он не мог и представить, до какого уровня упадут цены на недвижимость в южной столице Казахстана.

2017 в Бангкоке – в проекте многоквартирного дома Oriental на берегу реки Чао Прайя был зафиксирован рекорд: пентхаус продали по $20 тыс. за «квадрат». Сингапур тоже поднялся до пиков – $30–40 тыс. за квадратный метр. Гонконг вырос еще больше – так, что один известный инвестиционный банк назвал цены на недвижимость в этом городе «пиком пиков».

Если «вернуться на землю», а именно в Алматы 2017 года, то максимальная цена на недвижимость в элитном ЖК сегодня не поднимается выше $3–4 тыс. за 1 кв. м. Основная масса – еще ниже.

Иллюстрация: © Depositphotos.com/SIphotography

В Сингапуре и Гонконге государство вынуждено вводить заградительные меры и ужесточать требования при выдаче кредитов, чтобы хоть как-то притормозить рынок и сбить цены. Правительства вводят дополнительные сборы и налоги при покупке вторых и более так называемых инвестиционных квартир. При всем многообразии мер и применяемых инструментов сдерживать цены удается лишь отчасти.

Практически все азиатские экономики сильно окрепли за последние 10 лет, уровень жизни поднялся, выросли минимальные и средние зарплаты, и, как результат, появился хороший внутренний спрос на жилье.

В Сингапуре и Гонконге традиционно высокую долю покупателей недвижимости составляют материковые китайцы. Если раньше Китай экспортировал только свою продукцию, то теперь точно можно сказать, что он экспортирует спрос на недвижимость – как в Азию, так и в Америку и Австралию. Китайцы стали основными покупателями недвижимости в таких городах, как Сидней и Торонто.

Мэр Лондона созывает специальный совет, чтобы понять, что делать с домами, в которых никто не живет. Их покупают, но не сдают в аренду, не перепродают. Это так называемые парковки капиталов – как правило, из азиатских стран. И таких домов не сотни, речь идет о тысячах. Теперь представьте объем денег, который туда вливается.

Плюс, вероятно, азиатские банки получили хорошую школу во время «Том-ям кризиса» (как его прозвали американцы) в конце 1990-х. Тогда, начавшись с Таиланда, кризис прошелся по всей Юго-Восточной Азии: многие банки закрылись, банкиров сажали за вывод денег и кредитование аффилированных компаний. Звучит знакомо, не правда ли? Мы прошли это 20 лет спустя.

Вернемся к жилой недвижимости. Как только появляется твердый спрос у населения, сразу же появляется спрос со стороны спекулянтов и инвесторов, которые выкупают блоки квартир на стадии котлована и даже раньше. Сейчас в Казахстане практически нет таких инвестиционных покупателей. Частные инвесторы совсем разуверились в ликвидности и надежности подобных инвестиций. Жилье приобретается только в личных целях. Как только оживет спрос, это будет сигналом того, что ожила экономика.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить