Перспективы развития электрокаров под угрозой срыва

Инвесторы начинают терять веру в Tesla Motors и будущее автомобилей с питанием от аккумуляторной батареи

Фото: bmw.com.cn
BMW i3.

Профессор Массачусетского института технологий Дональд Седовей, специализирующийся на материаловедении, считает, что на развитие литий-ионных аккумуляторов было возложено слишком много надежд, и сейчас, чтобы радикально их усовершенствовать, необходимы солидные капиталовложения.

Фото: caranddriver.com
BMW i8.

Пару лет назад, начав производство работающего исключительно от аккумулятора электрокара i3 и подключаемого гибрида i8, способного питаться как от двигателя, так и от электрической сети, представители концерна BMW утверждали, что не позднее, чем через 4-5 лет, электромобили станут вдвое мощнее, чем сейчас, и смогут в два раза дольше ехать без дозаправки. Член правления BMW Айан Робертсон тогда добавил, что в течение следующих 3-4 лет в развитии аккумуляторных батарей будет наблюдаться больший прогресс, чем за все последние 100 лет. Однако время идет, а обещанных результатов пока не видно.

Фото: nissan-global.com
Nissan Leaf.

Такие электромобили как Nissan Leaf могут проехать без дозаправки в лучшем случае 120 км, а стоить это примерно вдвое дороже, чем аналогичный пробег серийного бензинового автомобиля такого же размера. Учитывая, что прогресса не видно, перспективы роста продаж электрокаров уменьшаются..

Автомобильный альянс Renault Nissan без лишнего шума отказался от прежних собственных прогнозов о том, что мировые продажи электромобилей к 2020 достигнут доли в 10%. Недавно компания Nissan, явно раздраженная таким ходом событий, заявила, что рассматривает перспективы смены поставщика аккумуляторов, желая прервать сотрудничество с японской корпорацией NEC и заключить вместо этого контракт с компанией LG Chem из Южной Кореи.

Ожидания ведущих автомобильных держав в плане распространения экологичных электрокаров также не оправдались. Так, США предполагали, что к 2015 по их дорогам будет ездить 1 млн электромобилей, но к концу 2014 их количество достигло всего 290 тыс. Германия также явно придет в замешательство от напоминания о том, что их планом был 1 млн электромобилей к 2020, но пока в стране продано лишь 14 тыс. экземпляров.

Несмотря на ухудшение перспектив для транспорта, работающего исключительно на аккумуляторах, исследовательская компания IHS Automotive недавно пересмотрела свои средне- и долгосрочные прогнозы, повысив собственные предварительные расчеты для электромобилей к 2020, однако всего до 1% на всем мировом рынке, подняв эту цифру с -1%. По мнению компании, этот показатель приблизится к 1,5% к 2025. Тем не менее, есть хорошая новость для тех, кто выбирает компромисс, отдавая предпочтение обычным и подключаемым к сети гибридам: IHS Automotive утверждает, что доля таких авто вырастет до 7% к 2020 (в предыдущем прогнозе речь шла о почти 5%) и взлетит до 16% к 2025 (более ранний прогноз - 6%).

Фото: sanfrancisco.cbslocal.com
Tesla Model S.

Тем временем инвестиционный банк UBS настоятельно рекомендует своим клиентам продавать акции Tesla Motors, утверждая, что их биржевой курс основан на поставке 1,5 млн электромобилей в течение 10 лет, что, по их мнению, нереалистично. Другие инвестиционные банки также остыли к Tesla.

Профессор Дональд Седовей отметил, что процесс улучшения аккумуляторов идет разочаровывающе медленно, и это нанесет вред продажам всех электромобилей в целом.

«Темпы совершенствования литий-ионных аккумуляторов недостаточны для того, чтобы изменить их собственное соотношение «цена-качество», а только так можно повлиять на прогнозы, касающиеся продаж электрокаров. Этот показатель настолько низок, что в 2025 будет по-прежнему целесообразно иметь двигатели внутреннего сгорания, используя для них ископаемое топливо», - отметил Седовей.

Также он добавил, что даже падение цен на нефть до непредсказуемо низкого уровня не добавило перспектив аккумуляторным батареям. Все объясняется довольно просто: с технической точки зрения, успех аккумуляторов зависит от количества энергии, которую можно вложить в них, от того, сколько времени пройдет до момента, когда аккумулятор начнет терять эффективность и ослабляться, и от общей стоимости владения им.

«Если вы должны менять аккумулятор каждые 3 года, и это будет вам стоить 80% общей стоимости автомобиля, это вам не понравится. Другое дело, если бы цена была равна сумме, которую нужно заплатить за замену комплекта шин», - прокомментировал Седовей.

Фото: greencarreports.com
Tesla Model X.

И хотя может показаться, что развитие литий-ионных аккумуляторов зашло в тупик, Седовей призывает не опускать руки, но в то же время быть реалистами.

«Я искренне верю, что прорыв в сферу литий-ионных аккумуляторов придет извне. Громадное количество денег было потрачено без видимого результата, но мы в поиске поступательного усовершенствования - от 1% до 5% (мощности). Однако это не повлияет на количество электромобилей на дорогах».

Бостонское отделение независимой исследовательской компании Lux Research не предлагает новых путей для улучшения производительности литий-ионных аккумуляторов. Тем не менее, они считают, что Tesla и их японский партнер Panasonic достигнут существенного снижения цен к 2025. Но профессор Седовей все же настаивает на том, что электромобилям нужны новые прорывные идеи.

«Я пробовал вывести на рынок идеи, не касающиеся лития, но они выглядели слишком радикальными, шансы на неудачу были чересчур высоки, - признался он. – Я не вижу явных перспектив для успеха, потому что ресурсы не распределены грамотно. Нам необходимо что-то лучшее, чем постепенные перемены – и это придет из университетов, где свободным умам надо давать возможность производить фундаментальные научные исследования. Правда, общее количество средств, выделенных на это, крайне невелико, так какова тогда вероятность качественных изменений?».

По материалам Forbes.com

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
9996 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить