В Казахстане 9 из 10 ипотечных займов выдаются по льготным ставкам

За семь месяцев выдача ипотеки превысила 1 трлн тенге
ФОТО: © pixabay
ФОТО: © pixabay

Аналитический центр АФК представляет вашему вниманию обзор ипотечного рынка Казахстана за первое полугодие 2022 года

Ключевые тенденции

Рынок ипотечного кредитования, поддерживаемый госфинансированием, продолжил динамичный рост в 2022 году.

По итогам первого полугодия в стране было выдано ипотечных займов на 900 млрд тенге, что выше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 19,5%, или 147 млрд тенге.

Такая динамика, несмотря на сворачивание программы «Баспана хит», обусловлена ускорением выдачи займов Отбасы Банком (+165 млрд тенге).

Львиная доля выдач Отбасы Банка (94%) приходится на займы, не требующие накоплений в течение трех лет.

Бюджетное кредитование для предоставления предварительных и промежуточных жилищных займов в 2023 году предусмотрено в размере 20 млрд тенге.

На этом фоне столь же динамично растёт нагрузка на государственный бюджет на выплату премий (среднегодовой темп роста +29%). В прошлом году расходы государства составили 62 млрд тенге.

Качество портфеля остаётся высоким и обусловлено как ростом портфеля, так и высокими требованиями к заёмщикам по объёму первоначального взноса. Обеспокоенность вызывает его снижение по ряду льготных программ.

Крупные изъятия из ЕНПФ на улучшение жилищных условий имели эффект «использования стероидов»: активность на рынке и цены значительно оторвались от фундаментальных факторов (доходов граждан). В свою очередь, сильный рост цен выступает ограничителем спроса на жилье ввиду снижения его доступности для граждан. 

Выдача ипотечных займов*

 

Портфель ипотечных займов*

 

Просроченная задолженность и ставки*

 

Динамика по Отбасы Банку*

 

Статистика цен на недвижимость*

 

Кредитное распределение*

 

Активность на рынке жилья*

 

Дополнительные льготные программы, запущенные в 2018 году вдобавок к существующим программам Отбасы Банка, практически полностью вытеснили коммерческую ипотеку на рынке жилья. Таким образом, ипотечный рынок пришёл в абсолютную зависимость от госфинансирования.

Без его выделения рынок может серьезно просесть. Это в первую очередь относится к рынку первичного жилья, где при запланированном сворачивании льготной программы «7-20-25» платёжеспособный спрос на строящееся в стране жильё, безусловно, спадёт (например, НУХ «Байтерек» оценивает падение в 500 млрд тенге в 2023 году).

В то же время при сохранении текущих темпов роста затрат на премии по вкладам в Отбасы Банке их объём уже в следующем году превысит отметку 100 млрд тенге. Вопрос поддержания таких темпов роста расходов в среднесрочном периоде остаётся открытым. В перспективе льготные программы должны быть доступны только для граждан с низкими доходами и социально уязвимых слоёв населения, что позволит им улучшить жилищные условия в отсутствие возможности «осилить» рыночные программы.

Для всех других категорий граждан более прагматичным может являться акцент на повышение реальных доходов, сдерживание обесценения заработных плат и постепенный возврат коммерческой ипотеки.

На стороне спроса также целесообразно обсуждение вопросов включения в налогооблагаемую базу рынка аренды жилья, справедливое налогообложение при реализации жилья после владения через год. Такие шаги помогут избежать дальнейшего накопления дисбаланса на рынке жилья, не способствуя росту цен на жильё.