Высокий запрос, низкая эффективность: что не так с профсоюзами Казахстана?

Эксперт даёт оценку эффективности и влиятельности профсоюзных организаций в республике

Изображение: Chat GPT

Изучение эффективности профсоюзов в посткоммунистических странах обычно сосредоточено на выявлении барьеров для их деятельности, тогда как исследование самих критериев и параметров эффективности остается вне поля зрения. Напротив, в рамках западного подхода факторы эффективности профсоюзов являются предметом широких дискуссий, разработаны более десятка различных параметров, по которым измеряют, к примеру, индекс силы профсоюзов, а также профсоюзных лидеров.

Наш комплексный анализ эффективности казахстанских профсоюзов на основе данных, представленных в свободном доступе, включал в себя объективные показатели: плотность членства, охват коллективными договорами и политическое влияние профсоюзов, а также институциональные условия деятельности. Среди них — уровень демократизации, выполнение трудовых стандартов МОТ, национальное законодательство и факторы, ограничивающие деятельность профсоюзов.

В профсоюзах — меньшинство

На сегодняшний день в стране действуют три республиканских объединения профсоюзов. Федерация профсоюзов РК (ФПРК) является крупнейшим объединением, включающим 22 отраслевых профсоюза, 16 территориальных объединений и более 18 тысяч первичных профсоюзных организаций. Казахстанская конфедерация труда (ККТ) объединяет 11 отраслевых профсоюзов и 4 территориальных объединения. В состав объединения «Аманат» входят 5 отраслевых профсоюзов (здравоохранение, промышленность, государственное управление, образование, предпринимательство).

Общая численность членов профсоюзных объединений составляет 2 млн 967 тысяч человек, или 44,5% от числа наемных работников, что означает, что 55,5% процента остаются вне профсоюзной деятельности.

Самый низкий уровень охвата профсоюзами зафиксирован в Алматы — 32,4 тысячи человек, или 3,7%, несмотря на то что этот город лидирует по численности наемных работников. Особенно низкий уровень вовлеченности наблюдается среди молодежи.

По данным на 2022 год, из 154 635 коллективных договоров, заключенных в стране, только около 25–30 тысяч (примерно 20%) подписаны профсоюзами. Исследователи отмечают, что работодатели часто относятся к коллективным договорам формально — как к их оформлению, так и к содержанию, включая дополнения и изменения, связанные с социально-экономическими факторами и изменениями в трудовом законодательстве.

Что касается политического веса профсоюзов, их участие в разработке социально-трудовой политики остается ограниченным. Решения профсоюзов не оказывают влияния на принятие стратегических государственных документов. Профсоюзы не представлены в парламенте и не обладают правом законодательной инициативы. Более того, отсутствуют нормы, обязывающие учитывать предложения профсоюзов. В результате они практически лишены как защитной, так и представительской функции, что сказывается на их общественном авторитете.

Права и свободы

Казахстан ратифицировал 28 международных конвенций в сфере труда, занятости и социальной защиты, включая 24 конвенции Международной организации труда (МОТ). Однако страна неоднократно становилась объектом критики со стороны Комитета МОТ по применению стандартов. В 2020 году Казахстан входил в десятку стран с худшей защитой прав трудящихся по версии Глобального индекса Международной конфедерации профсоюзов. В 2018 году Федерация профсоюзов РК была исключена из Международной конфедерации труда, в 2022-м — членство в МКП было восстановлено, при этом, как отметил председатель ФПРК, «важно, чтобы законодательные реформы по обеспечению свободы объединения в стране были реализованы».

В 2023 году МОТ призвала Казахстан возродить общественный договор и укрепить социальный диалог — важный инструмент защиты прав работников и справедливого распределения экономических выгод.

Серьезной проблемой остается регистрация независимых профсоюзов: правозащитники утверждают, что государственные органы часто создают искусственные барьеры или игнорируют их обращения. В СМИ неоднократно упоминались случаи преследования и запугивания профсоюзных лидеров, а также систематическая дискредитация независимых объединений.

Казахстанское законодательство о профсоюзах подвергается широкой критике. Требование о наличии членских организаций более чем в половине регионов для регистрации республиканского объединения считается чрезмерно жестким. Закон «О профессиональных союзах» критикуют за ограничение форм деятельности профсоюзов, что нарушает принцип свободы объединений. Кроме того, существуют ограничения, связанные с деятельностью трудовой инспекции, которая не имеет права реагировать на нарушения трудового законодательства, не уведомив заранее работодателя в письменной форме не менее чем за тридцать календарных дней до начала проверки по специальной процедуре, указывая дату начала проверки и предмет ее проведения.

Во второй половине 2024 года для повышения эффективности института, госинспекции труда были переданы из местных исполнительных органов в ведение Министерства труда и социальной защиты населения, был создан Комитет государственной инспекции труда с его территориальными подразделениями.

Таким образом, несмотря на ратификацию ключевых международных конвенций и заявленные демократические цели, практика профсоюзной деятельности в Казахстане вызывает серьезные вопросы — как внутри страны, так и со стороны международных экспертов.

Препятствия и барьеры

Современные вызовы, связанные с технологической трансформацией и ростом прекарной (временной, нестабильной, неустойчивой) занятости, подрывают традиционные модели профсоюзного представительства — профсоюзы зачастую оказываются бессильны или значительно ограничены в возможностях изменить ситуацию. В Казахстане особенно уязвимы работники сельского хозяйства, численность которых достигает 1,41 млн человек. Созданию профсоюзов препятствуют сезонный характер работы, удаленность предприятий, низкая цифровая грамотность и слабая интернет-инфраструктура, а также распространенность работы на основе устных договоренностей.

Айман Жусупова
Фото: личный архив

Работники платформенной экономики, которых около миллиона (2022), также остаются вне профсоюзного поля, поскольку их деятельность регулируется не Трудовым, а Социальным кодексом. В торговле — одной из крупнейших сфер занятости (1,35 млн человек) — распространены неофициальные трудовые отношения и «серые» зарплаты. Например, в Алматы действует несколько десятков тысяч компаний и ИП, но профсоюзов зарегистрировано лишь около 800. В малом и среднем бизнесе — вообще порядка 25.

Наряду с распространением прекарной занятости, эффективность профсоюзов подрывается их зависимостью от работодателей и власти. В частности, ФПРК, крупнейшая профсоюзная структура страны, обвиняется в «ручном управлении» правительством и местными акиматами, что делает профсоюзы формальными структурами без реальных рычагов влияния.

Республиканская трехсторонняя комиссия (РТК), ключевой инструмент социального партнерства, также подвергается критике за доминирование государства. Решения комиссии носят рекомендательный характер, а повестка и регламент контролируются государственными органами, ограничивая возможности профсоюзов участвовать в формировании социально-экономической политики.

Среди других причин низкой эффективности профсоюзов отечественные эксперты отмечают проблемы, связанные с нехваткой квалифицированных кадров, и отсутствие прозрачности, в том числе в распределении средств.

Таким образом, ключевые ограничивающие факторы — прекарная занятость, зависимость профсоюзов от власти и работодателей, а также слабые механизмы социального партнерства — формируют системные барьеры для эффективной защиты прав трудящихся в Казахстане.

Реформы и прогнозы

В современном Казахстане общество зачастую воспринимает профсоюзы как рудимент советской эпохи, ассоциируя их с оздоровительными путёвками, а не защитой прав. Совсем слабо о деятельности профсоюзов осведомлена молодёжь. Тем временем запрос на эффективные профсоюзы очевиден с точки зрения обеспечения безопасности труда, вопроса о заработной плате — переговоры о её повышении и индексации остаются главным пунктом в трудовых протестах казахстанских работников, а долги по зарплате и несправедливые диспропорции усугубляют проблемы рынка труда, подрывая экономические и социальные связи.

Несмотря на кризис доверия, потребность в эффективных профсоюзах является высокой, то есть вопрос не в том, нужны ли они, а в том, смогут ли они стать голосом казахстанских работников.

При этом прогнозы экспертов пессимистичны: 45% считают, что роль профсоюзов не изменится, а 20% ожидают рост стихийных трудовых конфликтов. Для изменения ситуации необходимы значимые реформы: обеспечение независимости профсоюзов, развитие социального диалога и устранение законодательных ограничений.