В Казахстане растут объёмы морских перевозок

Мировая торговля смещается на восток

Фото: portaktau.kz

Объем перевозок грузов и багажа морским и прибрежным транспортом в Казахстане за январь – июль 2024 года достиг 1,6 млн тонн — сразу в 2,1 раза больше, чем за аналогичный период 2023-го, пишет EnergyProm.

Объем перевозок за семь месяцев текущего года превышает годовые объемы перевозок грузов и багажа морским и прибрежным транспортом за последние пять лет. Ранее более высокие показатели фиксировались лишь до 2014 года.

Грузооборот морского и прибрежного транспорта также значительно вырос — сразу в 2,1 раза, — достигнув за январь – июль 2024 года 966 млн тоннокилометров, что также является самым высоким показателем с 2020 года как в сравнении с периодом января – июля, так и с годовыми данными.

Заметный рост объема грузоперевозок морским и прибрежным транспортом был обеспечен в числе прочего и за счет транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) из Китая в Европу, в котором задействованы железнодорожный и морской транспорт. В частности, морской путь по ТМТМ в Казахстане обеспечивают порты Курык и Актау. Уже в 2025 году на территории морского порта Актау будет сдан в эксплуатацию контейнерный хаб, который сможет обеспечить перевалку контейнеров мощностью до 300 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент. Один ДФЭ эквивалентен полезному объему стандартного контейнера длиной 20 футов (6,1 м) и шириной 8 футов (2,44 м).

Более того, президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что к 2030-му грузопоток по ТМТМ будет увеличен до 500 тыс. ДФЭ в год. Для справки: в 2022 году объем грузопотока по ТМТМ составил 33,6 тыс. ДФЭ.

Шанхайский порт, который признан самым загруженным в мире. Его грузопоток за 2023 год составил 49 млн ДФЭ
Фото: russian.shanghai.gov.cn

Между тем объем перевозок по ТМТМ не идет ни в какое сравнение с объемами перевозок в самых загруженных портах мира. 9 из 10 самых загруженных портов расположены в Азии, а семь из них — только в Китае, что показывает его центральную роль в мировом производстве и торговле, а также подчеркивает смещение мировых торговых потоков на восток. Так, в 90-х годах прошлого века более 70% азиатского экспорта в стоимостном выражении вывозилось за пределы региона, а контейнеры отправлялись обратно в основном пустыми, а уже сегодня около 60% экспорта в Азии торгуется внутри региона.

Самым загруженным в мире признан расположенный в Китае Шанхайский порт, чей грузопоток за 2023 год составил 49 млн ДФЭ. Следом идет Сингапурский порт (39 млн ДФЭ), а третье, четвертое и пятое место заняли порты из Китая — Нинбо-Чжоушань (35,3 млн ДФЭ), Шэньчжэнь (26,9 млн ДФЭ) и Циндао (26,4 млн ДФЭ). Порт Пусан из Южной Кореи расположился на шестом месте с объемом грузопотока 22,8 млн ДФЭ, а единственный порт не из азиатского региона — Роттердам, расположенный в Нидерландах, — замкнул топ-10 с объемом 13,4 млн ДФЭ.