Россия, Узбекистан, Дубай: какие направления выбирает казахстанский бизнес

В числе приоритетных направлений для развития бизнеса большинство казахстанских СЕО называют Россию и Узбекистан
Фото: © Depositphotos.com/cookelma

Один из разделов большого опроса первых руководителей крупнейших компаний Казахстана традиционно посвящен вопросу о наиболее важных странах для развития бизнеса. Можно проследить, как меняется для респондентов значимость тех или иных стран по годам. В 2017-м в топе впервые появился Узбекистан, который последние два года сохраняет за собой второе место по значимости (2024 год – 47%, 2023 год – 49%). Следует отметить рост важности таких государств, как Китай (42% в 2024 году после 38% в 2023-м) и США (42% и 31% соответственно).

Геополитические события последних двух лет заставили некоторых участников опроса пересмотреть географические приоритеты. Так, основатель RG Brands Кайрат Мажибаев отмечает, что в его бизнесе снизилась роль России, причем дело не только в рынке сбыта, но и в поставках оттуда. «Закрытие и открытие границ для товаров, ручное антикризисное управление экономикой сильно влияют на устойчивость всей цепочки поставок, и мы пока вынуждены оставаться в позиции наблюдателей», – комментирует он данные. А вот Узбекистан, напротив, начинает приобретать для компании важность как потенциально большой рынок, где к тому же набирает ход либерализация экономики. Значим и Кыргызстан, где RG Brands занимает 17% рынка.

Планами по открытию в Узбекистане дистрибуции и дилерской сети поделился основатель и председатель совета директоров Orbis Kazakhstan Фаррух Махмудов. Важным для группы регионом также является Китай: «Мы ведем бизнес с китайскими производителями автомобилей, совершившими переворот в электрокарах». По словам бизнесмена, спрос на электрокары, в том числе в Казахстане, растет, предпочтения потребителей меняются в их пользу.

В то же время Алексей Хегай из TSPM замечает, что ожидания в отношении рынка Узбекистана сохранились, но они уже не такие оптимистичные, как годом ранее: «Мы отрабатываем три контракта с узбекской стороной, однако в стране очень закрытое бизнес-сообщество, дефицит профессиональных кадров и экспертов, и заполнение казахстанской стороной определенных ниш кажется мне не совсем правильным». Что касается России, то собеседник осознает, что параллельный импорт, который идет туда через Казахстан, будет влиять на доходы компании. «В связи с увеличением этого товарного потока в Казахстане формируются логистические хабы, инфраструктура, от которых зависит развитие бизнеса, в частности, в ретейле, а от этого напрямую зависим мы», – объясняет Хегай.

CEO сети клубов Invictus Fitness Ильяс Исатаев поделился планами в следующем году выйти на рынок Ташкента. «Мы видим потенциал в Узбекистане, видим, что рынок фитнеса там растет, но, поскольку мы развиваемся через франчайзинговую модель, будем там искать сильного партнера. Идут переговоры с Кыргызстаном, хотели бы открыться в Бишкеке, а также в Баку. Как инвестор, свою вторую компанию я хочу вывести на американский рынок», – говорит предприниматель.

Алексей Сидоров из Silkway Group считает, что на Казахстан могут оказывать косвенное влияние политическая и экономическая нестабильность, обусловленная выборами президентов в России и США, а также снижение темпов роста экономики Китая. Зависимость от северного соседа и двух крупнейших экономик мира может сказаться на внутренней экономической и социаль­ной политике, а следовательно, на доходах населения.

Вместе с тем руководители казахстанских компаний связывают свои планы и с американским рынком. «В большей степени мы фокусируемся на рынке США, в частности Нью-Йорка. В Нью-Йорке мы подписали контракты и занимаемся запуском новых приложений, как только запустим их, организуем отдельную команду и будем развиваться более активно», – рассказывает основатель и CEO Smart Satu Болатбек Оспанов.

О выходе на американский рынок говорит и CEO медицинского стартапа Cerebra Досжан Жусупов. «Мы выходим на рынок США, соз­дали там холдинговую компанию и сейчас переводим туда интеллектуальную собственность, делаем казахстанскую компанию «дочкой» американской. Начинаем работу в США по клиническим исследованиям и сертификации. Если все сложится хорошо, у нашего проекта будет коммерциализация. В США есть четкие алгоритмы коммерциализации AI-решений в сфере медтеха. Нужно первым делом пройти клинические испытания, сертификацию, получить страховые коды, и в рамках этих кодов можно зарабатывать деньги», – поясняет собеседник.

Обращает на себя внимание еще один тренд: технологические компании из Казахстана осваивают рынок стран Персидского залива. Та же Cerebra в Саудовской Аравии получила признание как инновационный стартап года, Министерство здравоохранения пригласило компанию участвовать в «песочнице», что позволит работать на местном рынке без сертификации. «Мы обсуждаем партнерство с компаниями Саудовской Аравии и намерены выходить на их рынок без своих вливаний, все будет делаться за счет денег самих саудитов», – рассказывает Жусупов.

В 2022 году вышел на рынок ОАЭ казахстанский стартап Citix. CEO компании Яна Шойбекова считает эту страну одним из трендсеттеров цифрового развития в регионе.

Впрочем, некоторые руководители ставят в приоритет развитие на локальном рынке и пока не планируют экспансию за его пределы. В их числе Юрий Негодюк, CEO ресторанных сетей BAO Sushi&Noodles, «Пинта», «Томато», «The Банка», Paul. Для компании, считает он, все еще есть интересные перспективы в Казахстане, особенно за пределами Алматы и Астаны, это своего рода «голубой океан». Что касается международных рынков, то такие места, как, например, Дубай, требуют значительных инвестиций – в районе $3 млн на ресторан – и при этом связаны с высокими финансовыми рисками. Конкуренция там жесткая, а вопросы аренды могут быть не всегда справедливыми.

Полностью намерена сосредоточиться на рынке Казахстана и группа компаний Ordamed. «Изменения на домашнем рынке очень сильные, особенно в части индустриализации, поэтому все свои силы мы направляем сюда. Это же хорошо – проверив все возможные гипотезы, мы убедились, что Казахстан сейчас дает больше, чем остальные. Заметно, как власть повернулась лицом к бизнесу. Одна проблема – на иностранных инвесторов до сих пор смотрят лучше, чем на национальных, и это мне непонятно ни с экономической, ни с моральной точки зрения. Нам приходится буквально отвоевывать свое место под солнцем. У нас есть план – к 2031 году вывести Казахстан в десятку стран, из которых экспортируется медицинское оборудование, но для этого нужно сначала стать чемпионом дома», – говорит основатель и руководитель Ordamed Еркин Длимбетов.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте