У Казахстана есть шанс продвинуть медицину. Но нужны соседи
Ситуация с инфраструктурой и технологиями здравоохранения
Помимо финансовой доступности медицины, важна и физическая составляющая, зависящая от наличия инфраструктуры – здания, технологии, оборудование, логистика. Государство пытается обеспечить населенные пункты больницами и поликлиниками исходя из того, что:
имеются неэффективные площади, которые нужно сокращать;
необходимо обновлять госактивы с участием частных инвесторов;
требуется технологическое обновление медуслуг за счет трансферта технологий из-за рубежа и тарифного стимулирования.
Однако масштабные инвестиции требуют поиска финансирования, и не всегда запуск инвестпроектов происходит достаточно быстро.
Мировой непрерывный прогресс медтехнологий приобретает всё большую актуальность с учётом медико-демографических показателей и накопленного технологического отставания. Трансферт технологий в нашу страну имеет временной лаг по нескольким причинам, в том числе в связи с дефицитом средств для инфраструктурных инвестиций.
Также привлечению средств институциональных инвесторов препятствует численность потенциальных потребителей, ведь рынок в размере 18,6 млн человек (РК) не гарантирует прямой окупаемости и возвратности инвестиций. Решение этого вопроса через повышение тарифов обескровило бы другие направления, имеющие важное значение для обеспечения населения медуслугами с меньшей технологической составляющей.
Win-win-решение
Численность населения стран Центральной Азии показывает положительную динамику. Совокупное население составляет порядка 74 млн человек (Кыргызстан – 6,3 млн, Узбекистан – 34 млн, Казахстан – 18,6 млн, Таджикистан – 9,1 млн, Туркменистан – 5,8 млн).
Страны ЦА в последние годы пытаются совершенствовать национальные системы здравоохранения. Эти системы формировались под воздействием особенностей политико-экономических тенденций каждой страны. Становление систем здравоохранения было направлено на решение внутренних задач по укреплению здоровья населения. Регуляторы стран ЦА испытывают сложности в обеспечении доступности медпомощи на фоне экономических шоков. Однако региональные интеграционные возможности, способствующие появлению устойчивых совместных проектов, не рассматривались.
Агрегированная структура расходов населения на услуги здравоохранения свидетельствует о проблемах доступности. В среднем частные расходы составляют 48,4% при стандартном отклонении в 13%. Несмотря на то что последние доступные данные датированы 2014 годом, негативная общеэкономическая ситуация позволяет допустить, что за прошедшие 6 лет ситуация не изменилась кардинально.
Расходы частного сектора на здравоохранение, в % от общих расходов на здравоохранение, ВОЗ
| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
KAZ | 49,1 | 43,4 | 46,5 | 45,5 | 41,9 | 38,0 | 38,1 | 44,0 | 38,0 | 35,9 | 42,8 | 44,0 | 44,2 | 49,1 | 45,6 |
KGZ | 55,7 | 58,9 | 60,5 | 62,1 | 59,2 | 59,1 | 51,3 | 48,6 | 48,5 | 44,3 | 44,3 | 40,1 | 39,8 | 41,9 | 43,9 |
TJK | 79,6 | 79,3 | 79,8 | 79,6 | 81,4 | 80,6 | 80,2 | 77,8 | 75,4 | 75,1 | 73,6 | 71,4 | 70,6 | 69,4 | 71,2 |
TKM | 18,5 | 27,2 | 27,1 | 29,7 | 40,0 | 42,4 | 46,8 | 35,7 | 50,8 | 38,2 | 38,4 | 36,0 | 35,1 | 32,8 | 34,8 |
UZB | 52,5 | 51,7 | 55,4 | 54 | 55,8 | 55,4 | 55,3 | 60,5 | 57,3 | 58,5 | 48,5 | 49,3 | 51,8 | 50,6 | 46,7 |
В целом устойчивость доступности высокотехнологичных медуслуг населению ЦА зависит от экономических шоков. Ответом может стать объединение ресурсов для создания общего медицинского центра. Центр должен обладать международным статусом, с едиными для всех стран-участниц правилами, способствующими становлению регионального хаба. Основной функционал – трансферт новейших медицинских технологий с доказанной эффективностью из стран-разработчиков (США, Израиль, Европа); осуществление НИОКР, в том числе исследований в области эпидемиологии, биотехнологии, искусственного интеллекта; обмен знаниями. Возможности для самостоятельного развития странами перечисленных направлений существенно ограничены как ёмкостью изолированных рынков, так и ресурсами. Всё это отражается на скорости наполнения пакетов государственных гарантий и низкой привлекательности рынка медуслуг для иностранцев.
Хеджирование инвестиций через эффективный государственный мониторинг
Реализация описанного проекта требует финансирования институциональными и частными инвесторами. Однако возвратность инвестиций должны гарантировать государства.
Гарантии государств должны быть подтверждены фиксированной доходностью инвестиций, которые могут быть конвертированы обязательством выкупа акций после первичного размещения государств-участников проекта.
Не ковидом единым: как выиграть войну с материнской и детской смертностью
ЖЕНЕВА/ЛОНДОН/НЬЮ-ЙОРК – Мир сосредоточил своё внимание на достижении побед... →
В первую очередь необходимо провести полноценную оценку проекта и потребности в финансовых и других ресурсах. Одновременно инициатор проекта (Казахстан) должен сформировать международную повестку для стран ЦА и определить потенциальных партнеров: государств-участников и инвесторов.
Партнерство стран ЦА требует заблаговременной подготовки вариантов решений по регулированию пациентопотоков, устойчивых механизмов обеспечения минимально достаточной поточности. Эти вопросы нуждаются в достижении договоренностей по тарифной политике и механизмам гарантий оплаты за пациентов.
После подведения итогов первого этапа – переговоров – должен быть создан инвестиционный фонд, объединяющий обязательства стран и частных инвесторов. Партнеры из числа государств-участников должны предложить обязательство по возврату инвестиций с фиксированной доходностью инвесторам. Соответствующий механизм разделения рисков между государством и инвесторами мы опишем далее.
Результатом второго этапа должно стать привлечение инвестиций в фонд, фондирование и создание управляющей компании, в составе совета которой будут представители заинтересованных сторон. Дан старт реализации проекта: строительство и создание инфраструктуры.
При этом, во избежание классической проблемы ненаблюдаемости инвестиций, самое активное участие должна принимать межгосударственная комиссия, осуществляющая мониторинг успешности реализации проекта в интересах государств, а точнее государственных средств, которые в случае безуспешного первичного размещения акций будут возмещены инвесторам.
Третий этап является решающим. Запуск проекта, помимо запуска основной деятельности международного медицинского центра, подразумевает размещение акций на фондовом рынке. В случае интереса со стороны рынка, инвестиции вернутся к инвесторам с доходностью. В противном случае государства должны выполнить обязательства по возмещению инвесторам инвестиций с ожидаемой доходностью.
Cложность описанной схемы оправдана. Разделение рисков создаст стимулы для активной роли государства, защиты интересов инвесторов и эффективности проекта.
Результатом проекта, помимо финансового, станет доступность высокотехнологичных медицинских услуг для населения ЦА и формирование валютной несырьевой выручки для стран - участниц проекта.