«Типичная история бизнеса с участием государства»: эксперт о продаже Qazaq Air

Эксперт QAMS прокомментировал ситуацию по продаже контрольного пакета акций Qazaq Air вьетнамскому инвестору за миллиард тенге

Фото: архив пресс-службы Qazaq Air

Исполнительный директор ассоциации QAMS Данияр Темирбаев прокомментировал ситуацию по продаже АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» 49% доли участия в авиакомпании Qazaq Air в пользу консорциума Central Asia Aviation Holdings Limited (входит в состав вьетнамской Sovico Group) и 2% доли участия в пользу ТОО «Kazasia Holdings Limited» за 1,020 млрд тенге, при стартовой оценке компании в 10,2 млрд тенге.

Он задался вопросом, насколько эффективна инвестиционная деятельность фонда «Самрук-Қазына», при этом указав, что создание и последующая продажа Qazaq Air — «типичная история бизнеса с участием государства».

Напомним, что в марте 2023 года по оценке KPMG стартовая цена 100% акций компании составляла 10,2 млрд тенге. Эта сумма сложилась следующим образом: стоимость бизнеса (19,4 млрд тенге — такой она была бы, если бы у компании не было долга) минус приведенная стоимость долга (13,9 млрд тенге) плюс деньги на счетах (4,7 млрд тенге).

В итоге в декабре 2024 года госкомиссия по модернизации экономики одобрила основные условия по продаже авиакомпании вьетнамскому инвестору Sovico Group, который был готов предоставить гарантию по требованиям фонда «Самрук-Қазына». К инвестору также предъявлялись два требования: погасить заем в размере 38,4 млрд тенге до конца 2044 года и обеспечить приобретение в течение пяти лет 20 воздушных судов Boeing или Airbus с возможностью продления инвестором этого срока на два года.

Вместе с тем 18 декабря 2025 года фонд «Самрук-Қазына» опубликовал промежуточную сокращенную консолидированную финансовую отчетность за январь–сентябрь 2025 года, где было указано, что сделка по продаже акций авиакомпаний была завершена 6 мая 2025 года. Согласно финотчету, стоимость реализации 51% доли участия в Qazaq Air уже составила 1,020 млрд тенге.

«Никто не задался вопросом: а нужен ли в Казахстане еще один авиаперевозчик под крылом государства? Никто не понес ответственность за убыточные вложения бюджетных средств. Ключевой вопрос, который назрел: нужно ли вообще государству заниматься бизнесом? Если да, то в каких отраслях это допустимо? Где участие государства в корпоративных структурах идет на пользу развитию экономики? При этом не подавляет частную предпринимательскую инициативу, не ограничивает конкуренцию?», — спросил Данияр Темирбаев.

При этом он предложил, что должен быть законодательный акт, в котором будут прописаны пределы участия государства в экономике через владение долями в компаниях.

«Возможно, имеет смысл кодифицировать национальное корпоративное право и там прописать эти пределы и базовые принципы», — добавил Данияр Темирбаев.

Напомним, что вьетнамский холдинг Sovico Group, который участвовал в сделке, создан в 1990 году. Работает в энергетической, строительной, банковской и финансовой сферах и в авиационной отрасли. Владеет лоукостером VietJet Air.