«Типичная история бизнеса с участием государства»: эксперт о продаже Qazaq Air
Эксперт QAMS прокомментировал ситуацию по продаже контрольного пакета акций Qazaq Air вьетнамскому инвестору за миллиард тенге
Исполнительный директор ассоциации QAMS Данияр Темирбаев прокомментировал ситуацию по продаже АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» 49% доли участия в авиакомпании Qazaq Air в пользу консорциума Central Asia Aviation Holdings Limited (входит в состав вьетнамской Sovico Group) и 2% доли участия в пользу ТОО «Kazasia Holdings Limited» за 1,020 млрд тенге, при стартовой оценке компании в 10,2 млрд тенге.
Он задался вопросом, насколько эффективна инвестиционная деятельность фонда «Самрук-Қазына», при этом указав, что создание и последующая продажа Qazaq Air — «типичная история бизнеса с участием государства».
Напомним, что в марте 2023 года по оценке KPMG стартовая цена 100% акций компании составляла 10,2 млрд тенге. Эта сумма сложилась следующим образом: стоимость бизнеса (19,4 млрд тенге — такой она была бы, если бы у компании не было долга) минус приведенная стоимость долга (13,9 млрд тенге) плюс деньги на счетах (4,7 млрд тенге).
В итоге в декабре 2024 года госкомиссия по модернизации экономики одобрила основные условия по продаже авиакомпании вьетнамскому инвестору Sovico Group, который был готов предоставить гарантию по требованиям фонда «Самрук-Қазына». К инвестору также предъявлялись два требования: погасить заем в размере 38,4 млрд тенге до конца 2044 года и обеспечить приобретение в течение пяти лет 20 воздушных судов Boeing или Airbus с возможностью продления инвестором этого срока на два года.
Вместе с тем 18 декабря 2025 года фонд «Самрук-Қазына» опубликовал промежуточную сокращенную консолидированную финансовую отчетность за январь–сентябрь 2025 года, где было указано, что сделка по продаже акций авиакомпаний была завершена 6 мая 2025 года. Согласно финотчету, стоимость реализации 51% доли участия в Qazaq Air уже составила 1,020 млрд тенге.
«Никто не задался вопросом: а нужен ли в Казахстане еще один авиаперевозчик под крылом государства? Никто не понес ответственность за убыточные вложения бюджетных средств. Ключевой вопрос, который назрел: нужно ли вообще государству заниматься бизнесом? Если да, то в каких отраслях это допустимо? Где участие государства в корпоративных структурах идет на пользу развитию экономики? При этом не подавляет частную предпринимательскую инициативу, не ограничивает конкуренцию?», — спросил Данияр Темирбаев.
При этом он предложил, что должен быть законодательный акт, в котором будут прописаны пределы участия государства в экономике через владение долями в компаниях.
«Возможно, имеет смысл кодифицировать национальное корпоративное право и там прописать эти пределы и базовые принципы», — добавил Данияр Темирбаев.
Напомним, что вьетнамский холдинг Sovico Group, который участвовал в сделке, создан в 1990 году. Работает в энергетической, строительной, банковской и финансовой сферах и в авиационной отрасли. Владеет лоукостером VietJet Air.