«Степь завоевать нельзя»: как европейские путешественники описывали Казахстан
Фонд Досыма Сатпаева выпустил новую книгу
В Алматы 22 ноября прошла презентация книги «Кочевая цивилизация и европейские путешественники XVII–XIX вв. Живопись, графика и картография» на казахском, английском и русском языках. Это новый совместный книжный проект, который был подготовлен частным культурно-просветительским фондом Досыма Сатпаева, аукционным домом BonArt в лице его основателя Максима Ткаченко при активном участии искусствоведа Валерии Ибраевой, а также исследовательницы кочевой культуры Джулии Гани.
«Кочевая цивилизация и европейские путешественники XVII–XIX вв.» — уже второй книжный проект Досыма Сатпаева и Максима Ткаченко. Первая совместная книга была посвящена восстанию казахов 1916 года против царской колониальной политики в степи: работа была издана в 2021 году на основе архивных документов.
Что касается кочевой культуры, то еще в 2019 году, в документальном фильме «Откочевники мёртвой степи» про голод в Казахстане в 20-х и 30-х годах XX века, ныне покойный Мурат Ауэзов сказал, что в XX веке произошла гибель конно-кочевой цивилизации, которая существовала много веков и оставила глубокий след в истории человечества. Многочисленные европейские путешественники прошлых столетий оставили ценные записи про эту цивилизацию, про ее культуру, систему ценностей, нормы поведения, кодекс чести, методы ведения хозяйства, внутреннюю и внешнюю политику.
Например, ещё в XII веке Гильом де Рубрук, будучи посланником французского короля Людовика IX к Бату хану, после своего путешествия написал о гигантских территориях, которые занимали кочевники: «Они поделили между собой Скифию, которая тянется от Дуная до восхода солнца. И всякий начальник знает, смотря по тому, имеет ли он под своею властью большее или меньшее количество людей, границы своих пастбищ, а также где он должен пасти свои стада зимою, летом, весною и осенью».
Другой путешественник, Макс Х.Кучински, считал, что «степь завоевать нельзя. Она сопротивляется. Это ее особенность».
Бронислав Залесский, который в XIX веке составил целый альбом зарисовок казахского быта, отмечал: «Казаха надо видеть на коне. Проворный и ловкий, он, кажется, составляет одно целое с седлом и совершает без малейшей усталости самые длительные путешествия… Степи сравнивают с морем, и не без причин: та же необъятность пространства, ограниченного лишь горизонтом; степные ураганы похожи на морские штормы; миражи — на фата-моргану; и, наконец, в воздухе проносятся стаи больших белых птиц, похожих на морских. Если степь напоминает море, то и казахи похожи на моряков. Обветренные и опалённые лучами солнца, они говорят, повышая голос, как и моряки, которые разговаривают друг с другом в бурю и ураган».
Известный немецкий писатель, поэт и философ Иоганн Вольфганг фон Гёте описывал свою встречу с казахскими и башкирскими войнами-кавалеристами, которые участвовали в войне с Наполеоном и проходили через Германию. «Из особого расположения на вечную память мне были подарены лук и стрелы, которые я повесил над своим камином», — вспоминал он.
Арминий Герман Вамбери писал: «Несмотря на то что они делятся по родам и предкам, по образу жизни, обычаям и традициям, представляют единый народ. И хотя они живут на Арале, Балхаше или в окрестностях Алтая, нет разницы в разговорном языке. Одинаковые сказки, песни, названия главных блюд, национальные игры встречаются повсеместно. Характерна их страсть к путешествиям, и, что особенно удивительно, военные призывы быстро собирают и объединяют даже самые дальние племена».
Томас Аткинсон, описывая восстание во главе с Кенесары, отмечал, что хан готовил прекрасных бойцов и «многие говорили мне, что именно необычайная ловкость в обращении с копьём и боевым топором позволяла джигитам Кенесары столь успешно воевать с превосходящими силами противника. Имея хороших офицеров, казахи могли бы составить лучшую кавалерию в мире».
Множество из этих воспоминаний дипломатов, торговцев, миссионеров, ссыльных, шпионов, ученых можно найти в книге «Кочевая цивилизация и европейские путешественники XVII–XIX вв. Живопись, графика и картография». При этом некоторые из путешественников оставили после себя не только подробные «травелоги» о своих поездках, но также изображения номадов-воинов, семейного быта, кочевого образа жизни, природного ландшафта, флоры и фауны. До появления фотокамеры единственной возможностью визуально описать кочевую цивилизацию были лишь иллюстрации и путевые зарисовки путешественников, нередко тративших годы своей жизни на долгие и опасные поездки в разные стороны света. Именно поэтому изображения, которые они оставили, представляет большой интерес. Искатели приключений запечатлевали то, что видели часто проездом, понимая, что другой возможности может и не представиться.
В основе нового книжного проекта лежит антикварная коллекция изобразительного искусства, которая находится в Алматы. Это живопись, гравюра, литография, а также карты, которые связаны с историей степи и кочевой культурой. При этом некоторые из работ, представленных в книге, вызывают большой исследовательский интерес.
Например, на обложке казахоязычной версии книги размещена прекрасная картина середины XIX века с конным воином-кочевником на фоне европейского пейзажа. Но кто именно изображён на картине и где это произошло? Всё это создаёт хорошую основу для изучения. Однако если вспомнить уже упомянутый факт участия кавалерийских отрядов казахских, башкирских и других тюркских воинов в сражениях с Наполеоном в первой половине XIX века, то гипотетически можно представить возможность того, что кто-то из европейских художников изобразил одного из таких воинов, который возвращался из Европы в 1814 году. Всё это, конечно, лишь одно из предположений, которое требует дальнейшей работы. Хотя история даже одного портрета может лечь в основу большого исследования, а изданная книга — заложить основу для новых открытий, связанных с историей казахов и великой степи.