Театр не по плану: как попасть в рейтинг Forbes не по «классическому сценарию»

Режиссер Али Бидахметов и драматург Казыбек Аманжол добились успеха на сцене и вошли в список «30 до 30»

Али Бидахметов
Али Бидахметов
Фото: архив пресс-службы

Театральная индустрия редко воспринимается как поле для инвестиционных раундов или карьерного роста. Поэтому история Али Бидахметова и Казыбека Аманжола — это не пример успешного стартапа и не очередной бизнес-проект. Скорее, наоборот, это кейс о том, как, не привлекая больших инвестиций, можно создать такую экосистему, в которой действительно будет нуждаться общество. Тогда и в рейтинг Forbes Kazakhstan несложно попасть.

«А вы точно не мошенники?» — первый вопрос, который я услышала на том конце провода, когда сообщила молодым людям по телефону, что они вошли в шорт-лист «30 до 30». Такая реакция с их стороны была неслучайной, ведь Али и Казыбек не подавали заявок на участие в восьмом рейтинге молодых талантов и не заполняли, как многие кандидаты, специальных анкет. На самом деле мы нашли их сами — по рекомендациям. Одна из них пришла от известного драматурга Ольги Малышевой. «Обратите внимание на этих ребят, они и по отдельности и вместе очень талантливы, каждый из них достоин войти в ваш рейтинг», — несколько раз повторила она, описывая их творческие заслуги. И мы обратили внимание. Более того, наша редакция решила дать шанс сразу обоим.

Спустя несколько дней после того самого звонка Али и Казыбек прилетели специально на интервью ко мне в Алматы из столицы. Казалось, что даже при встрече они не до конца осознавали, что с ними произошло. «Мы думали, что в Forbes попадают только миллионеры и миллиардеры», — откровенно признались потом молодые люди. А нет. Как говорил легендарный Фредди Меркьюри, настоящий талант всегда пробьет себе дорогу.

Режиссер без границ

Хоть Али Бидахметов и очень скромный, в театральном сообществе его считают одним из самых перспективных молодых режиссеров в стране. В феврале ему исполнилось 30 лет. Родился участник рейтинга «30 до 30» в селе Куаныш Восточно-Казахстанской области. Вырос в самой обычной семье: мама — бухгалтер, отец — механик. В школьные годы мальчик мечтал стать певцом. Хотя никто из родных не имел отношения к музыке, разве что песни за столом по праздникам пели, улыбается Али. Но все изменилось после поступления в колледж Казахской национальной академии искусств имени Жургенова в Алматы. Именно там его впервые захватило театральное ремесло, что предопределило дальнейшую судьбу юноши. От музыкальной карьеры он без сожалений отказался.

Получив среднее специальное образование, Бидахметов решил продолжить профессиональное обучение и поступил в Казахский национальный университет искусств «Шабыт» в Астане. На последних курсах у него вместе с сокурсниками и возникла идея открыть собственный театр.

«Нас было 12 студентов, мы мечтали хотя бы о подвале, как раньше у ­«АРТиШОКа». А нам дали целое помещение на Ехро», — рассказывает Али. В этом им помог акимат столицы. Не обошлось и без участия популярного юмориста Турсынбека Кабатова, обращает внимание он. Так в 2018 году появился Театр драмы и комедии имени Азербайжана Мамбетова. Первые спектакли ставили без зарплаты, афиши рисовали от руки, но зритель пошел, с гордостью вспоминает собеседник.

Режиссерский путь Бидахметова начался с детской постановки «Маугли», главную роль в которой исполнил тогда еще начинающий актер Казыбек Аманжол. С тех пор ребята бок о бок работают вместе. «Нас даже иногда путают, говорят, что мы похожи, как братья, — смеется Али, — хотя это совершенно не так, я смуглый, а он светлокожий».

Затем последовали и более сложные работы, где он выступил режиссером: «Ауыл хикаялары» по рассказам Оралхана Бокеева, «Болмаған балалық шақ» по автобиографической повести Акберена Елгезека, где сыграл также Казыбек, лирическая постановка «Күнделік» к юбилею Мукагали Макатаева, которую позже перенесли на большую сцену под названием «Мұқағали-21», и эмоциональная пьеса «Танакөз» по поэме Мухтара Шаханова. «Мы пригласили на премьеру самого Шаханова, хотели напомнить всем, что в Казахстане есть такие великие поэты», — отмечает Али.

Среди своих последних спектаклей он выделяет «Тастамашы, ана» по произведению башкирского писателя Ай-гиза Баймухаметова и масштабную музыкальную постановку «Сәйгүлік» о казахском барде Табылды Досымове. Работа над «Сәйгүлік» началась почти год назад: команда ездила на могилу барда, изучала архивы, общалась с родственниками. «Это наш первый авторский спектакль на основе реальной биографии», — подчеркивает Бидахметов.

Параллельно с этим он продолжает играть на сцене. Ранее в 2019 году за роль в спектакле «Боранды бекет» Али получил даже национальную театральную премию «Сахнагер» в номинации «Үміт».

Сейчас он также учится в магистратуре в Высшей школе сценических искусств Константина Райкина в Москве на специальности «музыкальный театр». «Я хочу научиться создавать что-то новое. В этом году официально стану дипломированным режиссером», — уточняет участник рейтинга «30 до 30».

Одна из его амбициозных целей — вывести собственные постановки на московские площадки и стать номинантом на премию «Золотая маска». «Это мой реальный план на ближайшие пять лет», — уверенно говорит Бидахметов. Кроме того, он намерен заняться и кинорежиссурой. «Сейчас я много читаю, смотрю, изучаю, как работают другие режиссеры. Хочу снять свой фильм. Думаю, через два-три года это произойдет», — продолжает собеседник.

На этом он тоже не собирается останавливаться — в обозримом будущем Али планирует перевести свои спектакли на английский язык, чтобы они звучали, как он надеется, за пределами СНГ.

К слову, у молодого режиссера есть и другие мечты. Например, долгое время он грезил о создании своего независимого театра и даже предпринимал в этом направлении определенные шаги. Между тем первые попытки не увенчались успехом — подвел потенциальный партнер. Но сейчас, спустя годы, мечта становится реальностью. Уже этой осенью Бидахметов запускает в Астане свой творческий центр — «1961». Такое название было придумано неслучайно — с того самого года 27 марта весь мир официально отмечает День театра. «Это будет не просто сцена, а арт-пространство, где мы намерены ставить живые истории, а не «репертуар по плану». Хочется собрать всех в одном месте — актеров, киношников, художников, музыкантов, проводить выставки, мастер-классы», — раскрывает подробности собеседник.

А ведь были времена, когда хотелось все бросить, признается он. «У театральных работников зарплаты невысокие, а надо кормить семью, закрывать кредиты… Но, когда выходишь на сцену и слышишь аплодисменты, забываешь про все бытовые моменты. И снова хочется работать, и снова хочется творить. Театр — это и есть жизнь», — не скрывает эмоции Али.

Казыбек Аманжол
Казыбек Аманжол
Фото: © Ескендир Изет

Драматург по собственному сценарию

Другой участник рейтинга «30 до 30» 28-летний актер и драматург Казыбек Аманжол — тоже один из немногих, кто делает современный театр ближе и понятнее зрителю. А ведь его путь на сцену начинался далеко не по классическому сценарию…

Родился парень в селе Аккайын в Мартукском районе Актюбинской области. Его родители в начале 1990-х годов переехали в Казахстан из Монголии. Мама устроилась работать вахтером, папа — охранником. Из четырех детей Казыбек — младший сын.

Как замечает сам Казыбек, в его раннем окружении не было людей творческих профессий. Он тогда даже не представлял, что такое театр. Хотя уже с детства мальчик проявлял интерес к творчеству, читал стихи на сцене, играл в школьных постановках, а для участия в конкурсе «Абай оқулары» выучил 56 стихотворений казахского поэта и занял второе место. «В семье мы часто смотрели по телевизору сатирические передачи вроде «Шаншар» или «Тамаша». Я думал, что это и есть театр», — с улыбкой комментирует Казыбек.

По словам актера, на выбор его будущей профессии повлиял судьбоносный случай, а если точнее — провал на экзаменах. «После школы мы с сестрами и братом должны были поступать на гранты, так как материальное положение не позволяло нам учиться на платном отделении», — объясняет он. Но ЕНТ юноша завалил. В результате ему не хватило набранного количества баллов, чтобы поступить в педагогическое учебное заведение — изначально он планировал стать учителем литературы.

Тогда, не особо рассчитывая на успех, Казыбек стал думать о возможных альтернативах. «Получилось так, что мой друг ходил и искал колледж в Актобе, где есть спортивное отделение. Я просто пошел с ним и случайно узнал, что в одном из колледжей принимают студентов на специальность «актерское мастерство», по баллам я как раз туда проходил», — вспоминает участник рейтинга «30 до 30». Символично, но с того момента и началась его театральная история.

С первых дней учебы в колледже молодой человек понял, что сцена — это его призвание. Подтверждение этому он получил от своего преподавателя Гульбахыт Кожаевой, которая уже тогда заметила его способности. Она и побудила Казыбека идти дальше и поступать в университет искусств «Шабыт».

В вузе же наставником юноши стал заслуженный деятель Казахстана Сайлау Камиев. «Он не просто учил, а раскрывал нас изнутри», — рассказывает о своем учителе он.

С 2018 года Казыбек попадает в Театр драмы и комедии имени Азербайжана Мамбетова и начинает работать в качестве актера. Одновременно пробует себя в написании и постановке авторских пьес. Сначала это были небольшие отрывки, потом полноценные произведения. «Я сочинял то, что хотел бы сыграть сам», — уточняет собеседник.

Его талант не остался незамеченным, первая пьеса Казыбека сразу прошла отбор в конкурсе Drama.kz. Это придало начинающему драматургу уверенности и вдохновило на новые успехи. На вопрос, откуда у него берутся идеи для сценариев, он отвечает просто: из жизни, из недосказанных спектаклей, из случайных ситуаций, из желания поговорить — по-настоящему. Постепенно это хобби превратилось в мастерство.

Сейчас произведения Казыбека Аманжола играют на театральных сценах в Павлодаре, Караганде, Жетысае, а студенты из разных городов берут их для дипломных спектаклей. Среди самых известных — «Алло!» — о телефонных звонках, раскрывающих тайны прошлого, и «Жалдамалы пәтер» — о бытовых проблемах на съемной квартире. Это истории, рассказанные с юмором, теплотой и точным знанием человеческой природы. «Мне нравится сочинять комедии, ведь я люблю шутить. Но в каждой пьесе должен быть еще и смысл. Я пишу так, чтобы актеру было интересно играть», — поясняет собеседник.

При этом зрителя он всегда ставит на первое место. Его основная аудитория — молодежь. Казыбек и сам признается, что пока не думает «по-взрослому». Но уверен: со временем к его пьесам придут и старшие поколения. Иногда он играет в собственных постановках, но чаще это делают другие актеры.

Несмотря на общественное признание, Казыбек до сих пор не считает себя состоявшимся драматургом. «Я только начинаю», — скромно резюмирует он.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте