Канны-2025: когда кино говорит о власти и свободе

В мире, где границы между искусством и идеологией становятся всё более размытыми, кино перестало быть лёгким способом отвлечения от реальности

«Исчезновение Йозефа Менгеле»
«Исчезновение Йозефа Менгеле», кадр из фильма

Политический дискурс настиг Каннский кинофестиваль. По мере приближения к финалу он всё больше превращается в платформу, где обсуждаются острые и неотложные вопросы о мире, в котором мы живем.

Американский документалист Юджин Джарецки привез на фестиваль «Человека на шесть миллиардов долларов» — фильм о Джулиане Ассанже, основателе WikiLeaks и, возможно, главной фигуре цифровой эпохи, где информация стала оружием. Картина опирается на интервью, свидетельства и редкие архивные материалы, чтобы показать, как один сайт превратился в международный кризис. В апреле 2010-го WikiLeaks потрясла мир публикацией «видео сопутствующего убийства», где американские военные в Ираке расстреливают мирных жителей. Затем последовали «афганское досье», другие документы по Ираку и сотни тысяч дипломатических телеграмм США. Эти утечки разоблачили механизмы закулисной политики и продемонстрировали, что прячется за ширмой национальной безопасности.

Джулиан Ассанж
«Человек на шесть миллиардов долларов», кадр из фильма

Однако фильм ясно показывает, что успех WikiLeaks стал и его проклятием. Масштаб операций, внутренние конфликты, ошибки и предательства — особенно эпизод с исландским хакером Сигурдуром Тордарсоном, ставшим информатором ФБР — в итоге привели организацию к распаду. Ассанж, часто отсутствующий и словно призрачный, тем не менее остаётся центром притяжения повествования. Его образ складывается из голосов тех, кто его знал, кто его боялся или кто его предал. Среди них — Эдвард Сноуден, вносящий, пожалуй, наибольшую моральную ясность. «Джулиан Ассанж — не ангел, высеченный из мрамора, — говорит информатор АНБ, — но и не флакон с ядом». Сноуден, сам изгнанник, пострадавший от той же машины государственной секретности, звучит не как эксперт, а как философский близнец Ассанжа — два человека, пойманные в одну сеть неудобных истин.

В настоящий момент дело об экстрадиции Ассанжа в США находится на финальной стадии, и документальная лента актуализирует вопрос, насколько публикация засекреченной информации может считаться преступлением, если она разоблачает злоупотребление властью?

Работа Джарецки — не попытка создать портрет героя, а исследование того, как интернет-активизм изменил мир — и какой ценой. В Каннах Ассанж позировал перед фотографами в футболке с именами 4986 детей младше пяти лет, погибших в Газе с 7 октября 2024 года.

«Простая случайность», кадр из фильма
«Простая случайность», кадр из фильма

Другим сильным политическим высказыванием фестиваля стала картина «Простая случайность» иранского режиссёра-диссидента Джафара Панахи. Снятая в Иране без разрешения, это его первая полнометражная лента, снятая после тюремного заключения и сухой голодовки, и первая, представленная им в Каннах лично. Во время премьеры Панахи поднялся на сцену и произнёс речь, полную боли: «Я вышел на свободу и обернулся — а за мной высокая стена. За ней остались те, кого я люблю. Как я могу быть свободным, если они всё ещё внутри?».

Фильм снят в период после протестов «Женщина. Жизнь. Свобода», охвативших Иран после гибели Махсы Амини в сентябре 2022 года. Панахи напоминает: в Иране тех, кто открыто поддержал демонстрантов — будь то актрисы или режиссёры, — лишают профессии. Панахи сам провёл несколько месяцев в тюрьме в 2022 году после подписания обращения против полицейского насилия, а 14-летний запрет на выезд из страны был снят лишь в прошлом году.

Новая картина иранца — не манифест, а тонкий, тревожный триллер. Фильм начинается с дорожной аварии: погибает бездомный пёс, за рулём — глава семьи. Дочь в шоке, мать утешает её: «Так решил Аллах, у него были свои причины». «Папа убил собаку, какое отношение к этому имеет Аллах?» — возражает девочка. Дальнейшие события происходят словно по воле провидения. Машина глохнет, семья просит помощи у незнакомца, за ними следит другой, узнает в мужчине бывшего мучителя и похищает его. Вахид, так зовут похитителя, является бывшим политзаключенным, который пережил пытки, самоубийство возлюбленной и потерю работы. Он копает посреди пустыни могилу своему палачу. «Ты меня с кем-то перепутал!» — кричит похищенный. Вахиду хватает чуткости прислушаться к этому крику, и он отправляется за подтверждением личности к другим жертвам.

В год, когда жюри возглавляет политически активная актриса Жюльет Бинош, шансы Панахи на награду выглядят более чем реальными.

«Исчезновение Йозефа Менгеле», кадр из фильма
«Исчезновение Йозефа Менгеле», кадр из фильма

Не менее резонансной стала картина Кирилла Серебренникова в программе Cannes Premiere об одном из самых жестоких преступников XX века — Йозефе Менгеле, прозванном «Ангелом смерти». В концлагере Аушвиц (Освенцим) Менгеле проводил псевдонаучные эксперименты над узниками, оправдывая жестокость идеями расовой чистоты. После войны он сбежал в Латинскую Америку, где жил под чужими именами — в Аргентине, Парагвае и Бразилии — и умер в 1979 году, так и не понеся наказания.

Серебренников снимает о Менгеле не ради реконструкции прошлого. Этот фильм — скорее диагноз обществу, которое позволяет идеологии пережить своих лидеров и показывает, что фашизм не исчез, а лишь поменял облик.

Это первый фильм режиссёра на немецком языке, снятый с международной командой. Серебренников объясняет: зло не всегда кричит — оно говорит голосом эксперта, бюрократа, врача. Менгеле в фильме — не демон, а человек, убеждённый в своей правоте. Именно это и пугает больше всего. Продюсер картины Феликс фон Бём объясняет, что задачей фильма было показать «идеологическую узость» как предупреждение. Потому что сегодня, как и тогда, у зла всё ещё есть паспорт, статус и уверенность, что оно служит «порядку».

«Частная жизнь», кадр из фильма
«Частная жизнь», кадр из фильма

На первый взгляд, фильм «Частная жизнь» Ребекки Злотовски с Джоди Фостер в главной роли кажется лишённой политической подоплёки. В этой истории Фостер играет психотерапевта, она убеждена, что самоубийство её пациента — скорее всего убийство. Однако уже сам выбор проекта — это жест. Это фильм женщины, снятый женщиной, о голосе, которому не дают звучать.

Когда Джоди Фостер снималась в фильме «Мавританец», её роль была не о её героине, а о Тааре Рахиме. В сериале «Настоящий детектив» актриса стремилась построить свою роль так, чтобы она усиливала историю коренных народов. «Мой опыт, мои ресурсы — всё это я хочу передавать дальше. Потому что женщины — 50% населения. И потому что слишком долго нас не слышали», — говорит Фостер.

Одна из самых уважаемых актрис своего поколения, обладательница двух «Оскаров» («Обвиняемые», «Молчание ягнят»), Фостер переживает сегодня новый виток карьеры — осознанный, выборочный, ориентированный на смысл, а не на статус. «Меня больше не интересует актёрство ради актёрства», — призналась Джоди Фостер журналистам на Каннском фестивале. Фильм «Частная жизнь» — не манифест и не лозунг, но и в нем есть политический подтекст: о праве говорить, о том, чья история считается «достойной» быть рассказанной, и кто помогает этим историям прозвучать.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте