Крик, кухня, каскадёр: 78-й международный Каннский кинофестиваль открылся

Звёздные имена, громкая премьера и море улыбок: как стартовал Каннский кинофестиваль

Том Круз на Каннском кинофестивале
Премьера фильма «Миссия невыполнима: Финальная расплата»
Фото: © Cannes Film Festival

78-й Международный Каннский кинофестиваль открылся 13 мая — и сделал это с театральным размахом. На сцену вышел американский режиссер Квентин Тарантино, которого ведущий церемонии, французский актер Лоран Лафитт невозмутимо представил как «самого недружелюбного и откровенно эгоистичного режиссера». Тарантино проорал в зал: «Международный Каннский кинофестиваль официально открыыыыт!», театрально бросил микрофон и ушёл. Но и до этого фестивальным гостям уже успели подкинуть поводов для удивления.

Каннский кинофестиваль
Фото: © Cannes Film Festival

В поддержку французских кинотеатров организаторы фестиваля решили транслировать церемонию открытия в сотнях залов по всей стране. Но почему-то не смогли организовать нормальную трансляцию в соседний зал Дебюсси, где журналисты так и не дождались показа прохода по красной ковровой дорожке.

Жюри представили с особым акцентом на его президента, французскую актрису Жюльетт Бинош, которая появилась почти в образе святой: в белом брючном костюме от Dior Haute Couture и с белым покровом на голове.

После этого на сцену вышел — почему-то под слишком торжественное для этого случая интермеццо из оперы «Сельская честь» Пьетро Масканьи — Леонардо Ди Каприо. Он вручал почетную «Золотую пальмовую ветвь» Роберту Де Ниро — и сразу вспомнил, как тот «навсегда изменил его жизнь», пригласив составить компанию в фильме «Жизнь этого парня» (1993).

Леонардо Ди Каприо и Роберт Де Ниро
Леонардо Ди Каприо и Роберт Де Ниро
Фото: © Cannes Film Festival

«Процесс прослушивания был сложным, — признавался Ди Каприо. — Была большая конкуренция, и никто из нас не знал, кому достанется роль. И в мои 15 или 16 лет я сделал единственное, что пришло мне в голову, чтобы выделиться — я закричал изо всех сил. Комната разразилась смехом. Позже в тот же день Боб (так зовут Де Ниро друзья и коллеги) садился в самолет вместе с продюсером картины, и тот его спросил: «Кого ты хочешь видеть в этой роли?». В своём классическом стиле Де Ниро ответил: «Второго ребенка из последнего ряда». К счастью, этим ребенком оказался я. Этот момент навсегда изменил мою жизнь — так началась моя карьера в мире кино».

История шла дальше: актер объяснил, что Де Ниро мало говорит, но если начинает разговор — то коротко и точно. Именно его несколько слов Мартину Скорсезе стали толчком для дальнейшего продвижения Лео к славе. «И теперь, — добавил Ди Каприо, — если немногословный и отстраненный Де Ниро удостоит меня сегодня хотя бы полуулыбкой, я уже могу считать себя благословлённым».

К слову сказать, Де Ниро не только удостоил Лео в тот вечер улыбкой, он трижды заключил его в объятия и даже дал понести — пусть и под смешки зрителей — свою почётную «Пальмовую ветвь».

Сюрпризом вечера стала пламенная политическая речь Де Ниро: он обрушился с критикой на нынешнюю политику США, в частности на сокращение финансирования культуры и образования. «Искусство допускает разнообразие. Поэтому именно оно представляет угрозу для автократов», — заявил актёр. Он назвал Каннский кинофестиваль своим сообществом и пожелал зрителям отпраздновать его единство в ближайшие две недели.

Кадр из фильма «Уехать однажды», Cannes Film Festival
Дебютант Каннского кинофестиваля — фильм «Уехать однажды»
Фото: © Cannes Film Festival

Впервые за долгую историю Каннского кинофестиваля его открыли дебютной картиной — французской комедией Амели Боннен «Уехать однажды». Другая дебютантка большого экрана, певица Жюльетт Армане играет в ней шеф-повара, мечтающего о мишленовской звезде для своего парижского ресторана, в то время как по воле обстоятельств оказывается помощницей в придорожной забегаловке, принадлежащей ее родителям.

Певицу на главную роль взяли неспроста: фильм оказался мюзиклом. Петь в картине начинали неожиданно и делали это в засаленных кухнях, на пьянках во время ночных барбекю и в сельских клубах. Словом, провинциальная жизнь водителей-дальнобойщиков во всей красе: здесь и гонки на мотоциклах, и большие и маленькие семейные драмы, и песни, словно подобранные по принципу «мой список предпочтений». Среди поп-хитов были как современные композиции (например, Femme Like U), так и классика вроде «Слова, слова…», когда-то исполненная Далидой и Аленом Делоном. Фильм, скорее всего, вызовет больше энтузиазма у франкоговорящих зрителей.

Том Круз на Каннском кинофестивале 2025
Том Круз
Фото: © Cannes Film Festival

Вчерашний фестивальный день (14 мая) почти полностью прошёл под знаком Тома Круза. Его внеконкурсная «Миссия невыполнима: Финальная расплата» — и многие искренне надеются, что она действительно станет финальной, как и заявила американская звезда, — стала центральным событием второго фестивального дня. Утром, задолго до премьеры картины и даже до показа картины журналистам, команда фильма во главе с Томом Крузом и режиссером Кристофером МакКуорри отправилась на пресс-конференцию. Затем они появились на мастер-классе, где Круз подробно объяснял, как выполнял свои каскадерские трюки, а МакКуорри рассказывал о съемках картины в условиях пандемии и на фоне двух забастовок — сценаристов и актеров.

Вечерняя премьера завершилась семиминутной овацией и длинными речами — сначала режиссера, потом самого Круза.

«Миссия невыполнима» — фильм, конечно, особенный. У него есть два типа зрителей: яростные поклонники, для которых это праздник, и другие, которые начали выбегать из зала во время премьеры — как только 62-летний актёр начал демонстрировать (признаем, это было совсем неплохо) свою смертельную акробатику. Надо отдать должное киноартисту, вступившему в четвертое десятилетие своей карьеры — он действительно рисковал жизнью ради проекта. Известно, что все трюки Круз выполняет сам, расширяя таким образом границы человеческой выносливости.

После триумфа с «Топ Ган: Мэверик», ослепившего Канны в 2022 году и заработавшего овации, феерии с восьмью истребителями — они в честь премьеры картины пролетели над фестивальным дворцом во время прохода Круза и команды по красной ковровой дорожке, вручения Крузу почётной «Золотой пальмовой ветви» и $1,46 млрд сборов в мировом прокате — возникает вопрос: сможет ли новая «Миссия» повторить успех «Лучшего стрелка»? Пока неясно. Но в одном никто не сомневается — Круз по-прежнему умеет создать настоящий блокбастер.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте