Как авиационный инженер стал одним из ведущих сценаристов отечественного кино
Ефрат Шарипов — один из тех сценаристов, чьи проекты формируют современные кассовые тренды в Казахстане

Сегодня на счету Ефрата Шарипова такие ленты и сериалы, как «4 градуса», «Болмаған балалық шақ», мюзикл «Роза Багланова», и еще ряд драмеди и исторических проектов. Самым крупным проектом Шарипова является кинокартина «Дос-Мукасан», биографическая лента о легендарной отечественной группе. Фильм вышел на международный уровень — его показывали в Брюсселе и Екатеринбурге, а сборы в Казахстане превысили 500 млн тенге.
Однако путь самого Ефрата в кино нельзя назвать классическим — в индустрию он пришел, можно сказать, по воле случая. После школы поступил в Академию гражданской авиации, где учился на инженера-авионика. В то время его привлекал мир точных наук, микросхем, радиосвязи, а после выпуска Шарипов начал карьеру по технической специальности, связанной с IT. Однако менее чем через полгода ему пришло предложение поработать на съемочной площадке, и с этого момента он полностью сменил вектор деятельности.
Свои первые шаги в кино Ефрат Шарипов сделал не как сценарист, а как ассистент, локейшен-менеджер и администратор на съемочной площадке художественного фильма «Жол» (рабочее название «Путь боксера». — Прим. ред.), спортивной драмы режиссера Аскара Узабаева. Ефрат вспоминает, как на съемках приходилось координировать массовку, договариваться с прохожими, подписывать разрешения, снимать сцены драк в реальных условиях.
«Кажется, что это самая тяжелая работа в мире, и непонятно, зачем она делается. А потом ты видишь первый монтаж — и это настоящее чудо, как всё превращается в живую историю», — говорит 36-летний сценарист.
Затем был проект «Инопланетяне ни при чем», и Шарипов решил попробовать себя в сценарном мастерстве. Одним из первых по-настоящему значимых откликов Ефрат называет реакцию на тот момент будущей супруги. Ей понравился сценарий ситкома, который Шарипов начал писать «в стол». «Именно ее поддержка и искренний интерес сыграли важную роль, заставили поверить, что, возможно, я действительно могу писать», — делится собеседник.
Шарипов начал писать сценарии для реалити-, ток-шоу. В 2014 году он выступил сценаристом программы «Шын жүректен» на телеканале «Казахстан», затем работал редактором первого сезона народного ток-шоу «Қыздар арасында» на «Седьмом канале». В 2015 году продолжил сотрудничество с этим проектом уже как сценарист третьего сезона. В том же году стал автором сериала «Игра на вылет» на «Седьмом канале».
Американская мечта
Ефрат признается: несмотря на любовь к процессу создания кино, он чувствовал нехватку теоретической подготовки, понимания драматургических структур. Вместе с будущей супругой решили поступить в магистратуру, выбрав Нью-Йоркскую киноакадемию в Лос-Анджелесе. Учеба в США по гранту «Болашак» не стала для Евфрата Шарипова шоком — к тому моменту у него уже был реальный производственный опыт, который помог адаптироваться.
«В целом не так уж и сложно было, потому что я уже пять лет работал в индустрии и знал, как устроена съемочная площадка», — говорит собеседник. Сложность заключалась не в теории, а в интенсивности практики: с первых недель студенты работали в полевых условиях — в съемочной команде с будущими актерами, продюсерами, операторами.
Главное отличие американской системы от казахстанской, по мнению Шарипова, — упор на практику и имитация настоящей индустрии уже в рамках обучения. Это не только формирует навык, но и дает студентам четкое представление о рынке. «Они учат через действие — не объясняют, а заставляют сделать», — подчеркивает сценарист. Такого подхода, по его словам, сегодня крайне не хватает отечественным киношколам. Сейчас же сам Ефрат преподает и пытается внедрить аналогичную систему в Almaty Management University (AlmaU). «Образование должно моделировать индустрию. Если студент не понимает, как работает рынок, он не готов к профессии», — говорит он.
С 2023 года Шарипов преподает как профессор-практик по специальности digital filmmaking и не скрывает, что это дает ему энергию. «Мне очень нравится общаться со студентами. Через них ты остаешься в теме, чувствуешь пульс времени и постоянно слышишь свежие идеи», — делится Ефрат. Он уверен, что Казахстану стоит перенимать не только формат обучения, но и индустриальное мышление: кино — это не только культура, но и рынок, экономика, рабочие места.

От черновика к экрану
Шарипов выстраивает работу над сценарием как системный и многоэтапный процесс, в котором вдохновение — лишь точка входа. Всё начинается с идеи, но этого недостаточно. «Одна только идея — не повод садиться писать, — объясняет он. — Важно понять, держит ли она драматургию». После проверки на прочность он переходит к девелопменту — прорабатывает персонажей, их мотивации, конфликты, структуру. Этот этап сценарист называет самым трудным, но и самым важным, только после него начинается работа над черновым материалом — драфтом, который изначально не должен быть идеальным.
«Первый драфт, скорее всего, будет плохим. Единственное, что от него требуется — быть написанным до конца», — говорит спикер. Основная работа — в переписывании, уточнении, балансировании тональности и логики. Такой подход он применяет как в авторских проектах, так и в тех, где присоединяется к уже существующей команде. «В сценарной работе главное — не бояться дописать, а потом иметь силы переписать», — считает Шарипов.
Темы, к которым Шарипов возвращается в своих сценариях, связаны с внутренним конфликтом и ростом героя. В фильме «История одного отката» он исследует тему коррупции, но подчеркивает: «Мы говорили о ней аккуратно — через экономические преступления. Это был такой хитрый путь».
В сериале «Первая отрицательная» поднимается тема женской идентичности и навязанных ролей — история строится на метафоре буквального обмена телами, чтобы показать, как сложно женщине оставаться собой в условиях давления семьи и общества. А в «Дос-Мукасане» через историю известного музыкального коллектива показана дилемма выбора между дружбой и карьерой: «Мы показали, что ни слава, ни профессия не стоят дороже дружбы».
Авторский подход Шарипова заключается не в создании идеальных героев и не в громких заявлениях, а в точной передаче внутренних конфликтов. Он пишет так, чтобы зритель не услышал выводы, а сам пришел к ним.
Сценарии Шарипова отличают насыщенные диалоги. Вдохновившись стилем американского сценариста и продюсера Аарона Соркина, которого он называет своим главным профессиональным ориентиром, Ефрат стремится к разговору, который не просто двигает сюжет, а раскрывает внутренний мир персонажей. Аарон Соркин — один из самых узнаваемых сценаристов Голливуда, известный своей любовью к насыщенным диалогам и интеллектуальной манере письма. Его работы — фильм «Социальная сеть», политическая драма «Восточное крыло» и сериал о медиабизнесе «Новости» — задали высокую планку сценарной драматургии, в которой слово играет главную роль. Именно через них Шарипов впервые почувствовал, что сценарий может быть не только динамичным, но и умным, плотным, без страха быть сложным.
«В одном из интервью Тарантино посоветовал посмотреть сериал Соркина. Я посмотрел и загорелся идеей попробовать себя. Подумал, что ничем не рискую, если попробую писать в такой же форме, не стесняться больших диалогов, использовать сложные термины», — вспоминает Евфрат. Он восхищается тем, как Соркин умело работает с интеллектуальной речью, не боясь насыщать диалоги терминами, длинными размышлениями, ритмом живой мысли. «Часто авторы боятся диалогов. Но всё ведь началось с пьес и театров, где действие держалось на слове», — размышляет собеседник.
Новый опыт дал ему и уверенность в праве писать так, как он чувствует. Он понял, что диалоги не обязательно должны быть упрощенными или обслуживать только сюжет — они могут быть самостоятельной драматургической силой. Осознание стало важной отправной точкой в сценарном подходе, который с тех пор тяготеет к разговорам «с содержанием», а не к шаблонной реплике ради действия.
«Дос-Мукасан» и другие хроники
Когда разговор заходит о фильме «Дос-Мукасан», Шарипов не скрывает, что это была не его идея. Проект передали продюсеры, а он, как приглашенный сценарист, должен был превратить концепцию в полноценную драму. Погружаясь в биографию участников ансамбля, он нашел внутренний конфликт, на котором и построил сценарную структуру. «Нам повезло — у героев был узнаваемый живой конфликт. А когда ты находишь честную драму, всё остальное подтягивается», — отмечает Ефрат. В итоге история получилась не только о музыке и времени, но и о том, что человеческие взаимоотношения важнее профессии.
Работа над сценарием «Дос-Мукасана» заняла у Шарипова около года. Процесс затянулся из-за пандемии. В то же время у него появилась возможность спокойно, хотя и интенсивно, поработать над сценарием дома. Несмотря на то, что сценаристы обычно не обязаны присутствовать на площадке, Ефрат всё же поехал на первый съемочный день — из любопытства. Там он заметил неточность в реквизите и понял: полностью абстрагироваться не получится.
«Я придирчивый человек», — признается он. Чтобы держать сценарную логику под контролем, он предложил своему коллеге Куанышу Стаханову взять на себя роль скрипт-супервайзера — специалиста, следящего за соответствием отснятого материала сценарию. Именно Стаханов контролировал произношение реплик, костюмы, хронологию, мизансцены и предотвращал киноляпы на площадке.
Источником для сценария стала не только официальная информация, но и живые воспоминания. Один из ключевых документов — книга, написанная супругой Досыма Сулеева. По словам Шарипова, именно она задала базу, от которой пошло развитие сюжета. Также использовались статьи из архивов, в том числе материалы советского журнала «Кругозор», в которых подробно описывались музыкальные конкурсы, критерии оценки, история ВИА 60–70-х годов и общественный контекст того времени. Это позволило избежать стилистических и фактических ошибок, а также создать среду, узнаваемую не только визуально, но и по духу эпохи. Процесс согласования с самими участниками группы прошел спокойно. По словам Евфрата, музыканты проявили понимание: «Они сразу сказали: мы понимаем, что это художественное кино, что будет вымысел, — пишите, что хотите, но вот вам правдивая история». Благодаря этому в сценарии не возникло серьезных структурных правок и он был принят с одобрением.
Для Шарипова девелопмент (разработка идеи, концептуального дизайна) — ключевая стадия, на которой закладывается не только сюжет, но и характер будущего сценария. Важно не просто собрать материал, а прочувствовать, как герои думают, говорят и действуют в условиях своего времени. Такой подход позволяет избежать формальности и сделать историю по-настоящему живой — не реконструкцией, а внутренне точным проживанием эпохи.
«Я провел много времени в размышлениях о той эпохе, расспрашивал своих родителей о том времени, просил друзей, чтобы они по списку моих вопросов пообщались со своими родителями», — рассказывает сценарист.
После успеха «Дос-Мукасана» Ефрат оказался востребованным в разных жанровых проектах. Так, он внес вклад в создание сериала «Первая отрицательная» о двух противоположных женских характерах, вынужденно оказавшихся в новых телах. Для Ефрата участие в проекте стало примером ситуации, когда сценариста приглашают в уже запущенный процесс — не на этапе идеи, а тогда, когда команда уже активно работает над сценарием и нуждается в поддержке.
«Это был проект Salem Social Media, и у них был свой главный сценарист проекта, который отвечал за общую драматургическую концепцию, следил за целостностью истории и координировал работу авторской группы. По-моему, на этом этапе они немного не успевали, и я подключился, написал несколько серий», — рассказывает собеседник.
Говоря о трудностях профессии, Шарипов особенно подчеркивает, что каждый этап сложен по-своему. От идеи до финального драфта сценарист проходит множество маленьких кризисов. На своих лекциях Ефрат всегда говорит студентам про каждый этап как про самый сложный, и это действительно так. На каждом этапе сценарист должен преодолевать себя — сомнения, усталость, выгорание. Он находит спасение в простых вещах: прогулках, семье, смене фокуса. А потом возвращается и снова садится писать.
Особенно эмоционально тяжело, по словам Шарипова, работать с историческими темами. Он называет такие проекты «погружением в чужую боль». Писать о голоде, репрессиях, потерях — означает на время стать свидетелем страдания, пройти его вместе с героями. И если всё сделано честно, сценарий не может не ранить самого автора. Среди исторических работ Ефрата — мюзиклы «Роза Багланова» и «Алия», телесериалы «Парыз» и «Жел үстіндегі вальс». Каждая из этих историй требовала полной эмоциональной отдачи.
«Если тебе эмоционально тяжело во время исследования, значит, ты на верном пути. Это цена за интересную историю», — говорит сценарист. Именно через это внутреннее напряжение рождается кино, которому верят.

Зритель готов
Говоря о состоянии индустрии, Ефрат выражает осторожный оптимизм. Он признает: еще несколько лет назад в каждом интервью продюсеры жаловались на нехватку сценаристов. Сегодня такие разговоры звучат всё реже. Появилось новое поколение авторов, открылись независимые школы, вузы расширяют сценарные программы. Ефрат делает ставку на жанровое разнообразие. Он не верит в жанровые ограничения и убежден, что именно многоголосие делает индустрию живой. По его словам, залог коммерческого и культурного успеха — в умении говорить на разных «языках» с аудиторией: будь то хоррор, драма, политический триллер или комедия. Казахстанский зритель добрый и открытый. Ему можно и нужно предлагать новое. Главное — уважать его, не упрощать историю ради понятности, доверять его чувствам и мышлению. Отказаться от навязанных выводов, шаблонных решений и пустых эффектов в пользу честного, продуманного высказывания.
Особую роль в трансформации индустрии Шарипов отводит появлению и росту платформенных сериалов. Новые многосерийные форматы дали молодым авторам не только возможность высказаться, но и свободу в выборе стиля, тем.
Сейчас Ефрат работает над новым полнометражным фильмом о коммерсантках из 90-х, недавно закончил работу над сценарием анимационного семейного фильма про космические путешествия. В будущем сценарист хочет сосредоточиться на анимации. Его вдохновляет потенциал новых технологий и ИИ, которые открывают путь к созданию доступных и при этом качественных проектов. Он нацелен на создание историй, которые будут понятны и важны для всех.
Одна из тем, которая всё больше волнует Ефрата Шарипова как автора, — это поляризация общества. Он говорит о растущей радикализации взглядов и о том, как социальные сети и алгоритмы подталкивают людей к однобокому восприятию мира. «Люди всё чаще потребляют только ту информацию, которая им уже близка, и всё меньше соприкасаются с чужим мнением. Мне бы хотелось через творчество не учить, а мягко подталкивать людей к тому, чтобы не быть категоричными», — заключил он.