«Перемирие» без госбюджета

Как частные инвестиции влияют на кино Казахстана

На съемочной площадке фильма «Перемирие»
Фото: © Lander Larrañaga

Этой осенью казахстанский кинематограф получил, пожалуй, самый обсуждаемый фильм сезона — историческую драму «Перемирие». Картина стала не просто культурным событием, а новым прецедентом для киноиндустрии страны — первой по-настоящему успешной международной копродукцией Казахстана и Испании, реализованной исключительно на частные инвестиции.

Если сегодня вбить в поисковике слово «перемирие», то алгоритмы выдадут новости о конфликтах, войнах и разделенном мире. Но в нашем случае «Перемирие» — это не про политику, а про кино. Этот фильм стал событием, которое точно нельзя пропустить.

Уже вторую неделю «Перемирие» идет в казахстанском прокате, еще раньше прокат начался в Испании, а на днях фильм был показан членам Академии премии Goya и рассматривается как один из самых значимых испанских фильмов 2025 года. 30 октября в кинотеатре Chaplin Cinema (MEGA Alma-Ata) состоялась премьера фильма в Казахстане. Премьерный показ собрал полный зал зрителей и вызвал ажиотаж среди гостей. Еще до начала показа фойе в кинотеатре превратилось в импровизированную красную дорожку — актеры, продюсеры, блогеры, журналисты и друзья проекта охотно позировали для фото и делились ожиданиями. Атмосфера напоминала фестивальную премьеру. Все хотели попасть внутрь, увидеть фильм первыми и стать частью события, о котором говорят в Европе и Казахстане.

12 ноября в Астане при поддержке посольства Испании в Казахстане фильм покажут для испанской диаспоры и дипломатов. Для дипкорпуса это станет настоящим культурным событием.

Прецедент для индустрии

Это не просто культурный проект, а прецедент для казахстанского кинобизнеса — пример того, как частный капитал способен создавать продукт мирового уровня, конкурирующий на международных фестивалях и платформах, таких как Netflix.

Премьера фильма «Перемирие» в Алматы
Фото: архив пресс-службы

Для Казахстана это принципиально новый подход, когда традиционная зависимость киноиндустрии от государственных субсидий заменяется моделью частных инвестиций с международным уровнем управления проектом. Фильм «Перемирие» («Бiтiм» / La Tregua) стал первой масштабной копродукцией Казахстана и Испании, где 70% бюджета обеспечила испанская компания Plano a Plano, а 30% — казахстанская сторона: Amanat Capital и продюсерская команда UMAIFILM.

Главным инвестором и генеральным продюсером выступил предприниматель Аманат Конакбаев, ранее не связанный с киноиндустрией. Его участие демонстрирует, что культурные проекты могут привлекать частный капитал при наличии бизнес-структуры и международной команды.

К продюсерской команде также относятся Даурен Байгалиев, Даир Каракеев и продюсеры UMAIFILM — Жарасхан Кульпиенов и Алия Далабаева. Координацию казахстанской команды осуществляет известный медиаменеджер, журналист и продюсер Ерлан Бекхожин. Он также является генеральным продюсером картины.

Премьера фильма «Перемирие» в Алматы
Фото: архив пресс-службы

В Испании проект поддержали крупные игроки индустрии. Национальный телеканал RTVE вошел в число соинвесторов, также стриминговый гигант Netflix проявил большой интерес и также стал одним из партнеров для дальнейшего размещения в библиотеке платформы. Кстати, по данным испанского правительства, Netflix планирует инвестировать свыше 1 млрд евро в испанское производство до 2028 года, что усиливает значение таких проектов, как «Перемирие», для развития внутреннего рынка и укрепления экспортного потенциала страны.

Изначально съемки планировались в Караганде, однако после событий января 2022 года страховые компании Испании отказались страховать проект на территории Казахстана. В итоге решение было найдено в Стране Басков: в деревне Dima (провинция Бизкайя) была построена масштабная декорация «мини-Карлага» с бараками, сторожевыми вышками и внутренними дворами. Интересно, что после завершения съемок декорации не стали разбирать — они остались на месте и уже превратились в новую достопримечательность, куда приезжают туристы.

Премьера фильма «Перемирие» в Алматы
Фото: архив пресс-службы

Режиссер фильма Мигель Анхель Вивас, известный по триллерам «Похищенные» и «Твой сын», считает «Перемирие» своей самой зрелой и сбалансированной работой. Сценарий, написанный им в соавторстве с Франом Карбалалом и Игнаси Рубио, опирается на реальные исторические события. Соавтором сценария и диалогов в фильме также является опытный драматург из Казахстана — Олжас Жанайдаров, известный по сценарию постановки «Джут».

Действие фильма разворачивается в годы Второй мировой войны в одном из лагерей Карлага, где оказываются две группы испанцев — республиканцы и франкисты. Идеологические враги, разделенные гражданской войной, вынуждены выживать бок о бок, постепенно приходя к пониманию и прощению. Фраза фильма — «Черт возьми, да мы же все испанцы!» — звучит как символ общего человеческого начала, объединяющего людей вне идеологий и политических режимов.

В главных ролях снимаются популярные испанские актеры Мигель Эрран (известен по роли Рио из телесериала «Бумажный дом») и Аарон Пиппер (известен по роли Андреа Муньоса в драме «Элита»), а также казахстанские актеры Дина Тасбулатова, Алтынай Ногербек, Сергей Уфимцев и Фараби Аккозов.

Режиссер Вивас сделал ставку на данных актеров, опираясь на их талант и харизму, чтобы передать глубокие эмоции и сложные судьбы персонажей. В картине звучат мотивы казахской домбры, а часть диалогов испанские актеры произносят на казахском языке — этот прием усиливает аутентичность и культурную глубину.

Премьера фильма «Перемирие» в Алматы
Фото: архив пресс-службы

Премьера фильма состоялась на 73-м Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне, где зал аплодировал стоя. Испанские критики назвали «Перемирие» одной из самых сильных исторических драм последних лет. В начале ноября фильм был показан членам Академии премии Goya, и уже сейчас эксперты прогнозируют участие картины в номинациях 2026 года.

Для Казахстана «Перемирие» — это больше, чем фильм. Это доказательство того, что кино может быть частью креативной экономики, а инвестиции в культуру — инструментом долгосрочного развития и международного позиционирования страны.

Мнения участников проекта

Ерлан Бекхожин, генеральный продюсер: «История фильма началась с документальной картины «Забытые в Караганде», которая рассказывала о судьбах испанцев, оказавшихся в Карлаге. После ее выхода в Испании это стало настоящим шоком. Люди впервые узнали, что их родственники, считавшиеся пропавшими без вести, находились в советских лагерях. Тогда и возникла идея снять художественный фильм. Для меня важно было, чтобы эта история стала известна широкой публике. Долгое время материалы были засекречены, и их рассекретили только после обретения Казахстаном независимости. Казахстан передал Испании документы о заключенных — это стало жестом доброй воли и поводом для международного проекта. Идеологические противники — испанские республиканцы и франкисты, представители «Голубой дивизии» — столкнулись лицом к лицу, но, чтобы выжить, им пришлось научиться договариваться. В этом и заключается смысл фильма — перемирие как человеческое, а не политическое состояние. Несмотря на сложную геополитическую обстановку и различия во взглядах, всегда есть место для диалога и компромисса.

На съемочной площадке фильма «Перемирие»
Фото: © Lander Larrañaga

После премьеры в Сан-Себастьяне испанцы воспринимали фильм очень эмоционально. Зал аплодировал стоя, многие плакали. Для них это не просто кино, а возвращение к забытым страницам собственной истории. Для миллионов людей Казахстан стал второй родиной — щедрой, терпимой и милосердной.

Мы провели большую подготовительную работу в Казахстане — вели переговоры, проводили кастинг, занимались подготовкой костюмов. Художник по костюмам Альберто Луна приезжал специально в Казахстан, и мы вместе с командой художников и фактурщиков создавали образы для фильма. В общей сложности мы отправили более четырех тонн грузов — это одежда заключенных, солдат, обувь, аксессуары. Мы привлекали историка-консультанта, изучали архивные материалы. Этот проект стал для нас сильной школой».

Мигель Анхель Вивас, режиссер: «Когда я впервые услышал историю о республиканцах и националистах, оказавшихся в одном советском лагере, я понял, что передо мной огромная история. Мы начали работать над сценарием, и я осознал, что этот фильм необходим. Он показывает, как люди, несмотря на идеологические различия, могут увидеть в друг друге прежде всего человека. Я изучил многое — книги, письма, документальные фильмы. Если бы мы показали реальную степень страданий заключенных, фильм не смог бы выйти в прокат. Поэтому мы постарались передать атмосферу холода, страха и выживания на уровне ощущений. Я убежден, что есть вещи, которые нельзя сыграть. Нельзя подделать холод, страх, паническую атаку. На съемках я создавал условия, чтобы актеры могли испытать настоящие эмоции. Эмоции нельзя сыграть — их можно только прожить».

На съемочной площадке фильма «Перемирие»
Фото: © Lander Larrañaga
На съемочной площадке фильма «Перемирие»
Фото: © Lander Larrañaga

Дина Тасбулатова, актриса (Айсулу): «О проекте я узнала от своего агента, когда шел международный кастинг. Пробы проходили на испанском языке, которого я не знала, но выучила текст на слух и по произношению. После проб в Алматы меня утвердили на роль, а дальше мы ждали долго начала съемок… Около полугода мы ждали старта съемок. Первый съемочный день стал шоком: меня забрали прямо из аэропорта на площадку, где снималась сцена прибытия заключенных. Сцена была сложная — эмоционально и физически. Я сразу оказалась в эпицентре действия, без возможности подготовиться, но это помогло почувствовать атмосферу лагеря. Работать с испанской командой было очень интересно. Они профессионалы до мозга костей — четкие, сосредоточенные, но при этом открытые и доброжелательные. Мигель Эрран и Арон Пипер оказались замечательными партнерами. Мигель всегда поддерживал на площадке, помогал сосредоточиться перед дублем, был внимательным и очень человечным. В фильме есть важная фраза на казахском языке — «Цветок без корней долго не живет». Когда режиссер услышал эту фразу, он сказал, что у него мурашки и оставил ее в сценарии. Участие в этом фильме — для меня это большая гордость».

Мигель Эрран, актер (Сальгадо): «Меня привлекла сама история — возможность объединить испанскую и казахстанскую культуру в одном проекте. Это рассказ о братстве и памяти. Когда я прочитал сценарий, понял, насколько эта тема личная для нас, испанцев. Мой прадед был расстрелян режимом Франко, и для меня участие в фильме стало способом переосмыслить прошлое. Работать с казахстанской актрисой Диной Тасбулатовой было невероятно приятно. Она потрясающая партнерша — честная, открытая, искренняя. В одной из сцен я впервые увидел ее настоящую игру крупным планом и подумал: «Вау, какая она сильная актриса». Казахский язык для меня оказался большим испытанием. Это очень сложный язык фонетически, и мне пришлось долго работать, чтобы звучать естественно. Но именно такие моменты делают актерскую работу живой».

На съемочной площадке фильма «Перемирие»
Фото: © Lander Larrañaga

Арон Пипер, актер (Рейес): «Для меня участие в фильме стало открытием. До проекта я ничего не знал об этой части испанской истории. Благодаря фильму я узнал о судьбах людей, переживших гражданскую войну и оказавшихся в советских лагерях. Работа с казахстанскими актерами, особенно с Сергеем Уфимцевым, стала большим опытом. Он выдающийся актер, пришедший из театра, и при этом очень точный и тонкий в кадре. Мы почти не понимали друг друга по языку, но понимали через жесты и эмоции. Это был настоящий творческий обмен».

Сергей Уфимцев, актер (Назаров): «Тема КарЛАГа для меня болезненная. Но фильм — не о жестокости системы, а о душе человека. Даже самые суровые люди способны на внутренние переживания. Режиссер Мигель Вивас творил прямо на площадке — добавлял сцены, менял детали, и это всегда было оправдано. Мы намесили столько грязи в Басках, что вспоминать смешно, но ради правды это стоило того».

Алтынай Ногербек, актриса (Анара): «Моя героиня приглашает испанцев за дастархан, сажает их в почетное место. Для меня это символ Казахстана и нашей культуры: принимать любого гостя, несмотря на его судьбу. Это маленький, но очень важный штрих, который отражает суть нашей страны».

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте