Сохранить информацию о планете: как казахстанка работает в Арктическом мировом архиве

На архипелаге Шпицберген расположен Арктический мировой архив, в котором хранят всю важную информацию о нашей планете, странах, культурах и событиях

Фото: AWA

Апокалиптические сценарии, если рассуждать философски, часто привлекают людей, вероятно, не только из страха, но и из глубинного желания перерождения. Мир перегружен: войны, ухудшающаяся экология, перенаселенность, технологии развиваются быстрее, чем мы успеваем их осмыслить, и на этом фоне возникают фантазии об обнулении, если хотите, о глобальном перезапуске. Конец света в мифах — угрожающее нечто, сметающее старое, чтобы дать дорогу новому. Более прагматичного, хотя и не лишенного романтики подхода придерживаются ученые, предприниматели и энтузиасты. Они создают всемирные архивы и банки, которые будут хранить все данные о нашей планете — на тот самый «всякий случай».

В 2008 году, например, на самом севере Норвегии, на архипелаге Шпицберген, построили Всемирное семенохранилище для сохранения посадочного материала основных сельскохозяйственных растений, существующих в мире. Спустя почти 10 лет неподалеку открылся Арктический мировой архив, предназначенный для хранения важной информации о нашей планете, странах, культурах и событиях. И банк семян, и архив данных, по сути, наши страховочные капсулы, послания в будущее. Мы, как планета, уже не раз проходили через локальные апокалипсисы и, возможно, на уровне коллективного бессознательного понимаем, насколько важно сохранить для потомков образцы форм жизни на нашей планете.

Мы поговорили с 37-летней Екатериной Ли из Казахстана. В Норвегии, в зоне вечной мерзлоты, она помогает сохранить наследие человечества, работая в Арктическом мировом архиве. Как там хранят данные и кто может отправить в архив информацию?

Дорога на север

Екатерина Ли всю свою сознательную жизнь прожила в Алматы. Окончив Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана по специальности «иностранные языки», она начала карьеру в авиации. После непродолжительной работы в Air Astana ушла в сферу FMCG и занялась HR-менеджментом в компаниях Mondelēz и Jacobs Douwe Egberts, а затем продолжила строить карьеру в рекрутинге уже в других международных компаниях — Fircroft Engineering Services и KPMG. В 2021 году Екатерина подала документы в магистратуру по направлению «Права человека и мультикультурализм» в Университет Юго-Восточной Норвегии (USN), получила студенческую визу и переехала вместе с супругом и старшим сыном.

Екатерина Ли
Фото: AWA

«В Казахстане мы жили достаточно комфортно, у нас было все для стабильной жизни. Но, сколько себя помню, мы всегда хотели попробовать пожить в другой стране, в других условиях. Переезд был непростым. Семье с детьми очень сложно решиться начать жизнь с нуля в новой стране. Пришлось столкнуться с визовыми вопросами и другими тонкостями переезда… Информации в Сети было катастрофически мало: мы пытались найти семьи из Казахстана с похожей ситуацией, но поиски не увенчались успехом. Дополнительную сложность добавляла нестабильная постковидная ситуация — правила въезда менялись каждые две недели. Каждое новое обновление вызывало напряжение: сможем ли мы улететь все вместе одновременно?» — вспоминает связанные с переездом переживания собеседница.

Во время учебы Екатерина обратила внимание на здание неподалеку от университетского кампуса. Вскоре она узнала, что там находится Арктический мировой архив — организация, деятельность которой связана с долгосрочным хранением мировых данных. Эта тема заинтересовала девушку, и она решила написать письмо — без ожиданий, но с искренним желанием узнать больше и, возможно, даже пройти практику.

«Ранее я принимала здание за административный блок, принадлежащий университету. Мне стало интересно, я зашла на сайт архива, почитала о них и написала все как есть: что я студентка, имею определенный опыт в Казахстане и хотела бы узнать, как строятся рабочие процессы в Норвегии, получить местный опыт», — говорит она.

Спустя несколько дней ее пригласили на интервью. Компания не имела открытых вакансий, однако предложила Екатерине выполнить тестовое задание — маркетинговое исследование по потенциалу рынка Центральной Азии. Она успешно справилась с задачей и получила предложение о работе. Так в 2023 году начался ее путь в Arctic World Archive (Арктический мировой архив) в качестве координатора по маркетингу.

Фото: AWA

Жесткий диск в шахте

Арктический мировой архив — это уникальный проект, запущенный в 2017 году в Норвегии с целью сохранения мирового культурного и исторического наследия. Архив расположен в шахте на архипелаге Шпицберген — в центре вечной мерзлоты, на самом севере Норвегии, в месте, защищенном от природных катастроф, кибератак и войн. Это хранилище призвано обеспечить сохранность информации на сотни и даже тысячи лет.

Размещение Арктического мирового архива на удаленном полярном архипелаге было продиктовано целым рядом факторов. Прежде всего согласно международному договору 1920 года Шпицберген обладает уникальным статусом демилитаризованной зоны. Даже Норвегия, под чьим суверенитетом находятся острова, не вправе использовать их в военных целях, что делает это место относительно безопасным, в том числе в условиях глобального конфликта.

Не менее важен и климатический фактор. Расположение в зоне вечной мерзлоты, всего в тысяче километров от Северного полюса, обеспечивает естественные условия для долгосрочного хранения информации. Благодаря постоянным низким температурам архив остается защищенным даже при отключении электроэнергии, что критично в случае катастрофы. Кроме того, инфраструктура Шпицбергена позволила создать архив с минимальными затратами. На островах сохранились заброшенные угольные шахты, которые адаптировали под хранилище, избежав необходимости строить сложный объект с нуля.

В одной из таких шахт и располагается хранилище данных архива. Сама шахта горизонтальная, но уходит вглубь одной из шпицбергенских гор на 300 метров. Такое расстояние, отделяющее архив от поверхности, специалисты сочли достаточным, чтобы выдержать даже ядерный удар.

Если банк семян, что находится недалеко от архива, — проект, спонсируемый ООН, который не несет коммерческой выгоды, то Арктический мировой архив — это бизнес. Доступ к нему открыт для всех, но на коммерческой основе: воспользоваться услугами архива могут как организации, так и частные лица, готовые оплатить хранение данных разовым платежом или в рамках подписки.

Проект принадлежит норвежской компании Piql, основанной в 2002 году. Изначально она специализировалась на технологиях для киноиндустрии, разработав Cinevator — решение для переноса цифрового видео на пленку. В 2017 году компания расширила сферу деятельности, применив свои инновационные разработки в области архивного хранения, что и положило начало созданию Арктического мирового архива.

«Технология хранения данных так же важна, как и сам архив. Большинство цифровых носителей имеют ограниченный срок службы, а оборудование, программное обеспечение и форматы файлов устаревают по мере развития технологий. Мы используем специально разработанный носитель цифровой информации — piqlFilm, который позволяет сохранять данные более тысячи лет с гарантированной возможностью доступа в будущем. Этот носитель устойчив к изменениям технологий, поэтому, независимо от того, сколько времени прошло и как изменилась техника, данные останутся доступными. Технология piqlFilm способна выдерживать экстремальное электромагнитное воздействие и прошла обширные тестирования на долговечность и доступность», — объясняет Екатерина.

Цена за сохранность

Сегодня клиентами Арктического мирового архива являются как правительственные организации со всего мира, так и бизнес, а также частные лица из 17 стран. Среди них — предприниматели, представители творческих профессий, коммерческие компании, а также архивы и музеи, стремящиеся сохранить свои коллекции для будущих поколений.

Крупнейшим заказчиком стал сервис GitHub, принадлежащий Microsoft. Как известно, сервис является крупнейшим в мире хостом открытого исходного кода. В 2020 году он передал в хранилище полный архив своего сайта, зафиксированный на февраль того года. Для этого использовали 188 катушек пленки, на которых записали 21 терабайт данных. «Мы хотим сохранить программное обеспечение с открытым исходным кодом для будущих поколений», — комментировала тогда Джулия Меткалф, директор стратегических программ GitHub.

По словам Екатерины, сегодня, чтобы отправить свои данные в архив, нужно собрать как минимум 120 гигабайт информации. «Это вместимость одной пленки. В денежном эквиваленте это 8900 евро за вечное хранение. В остальных случаях все индивидуально, так как зависит от объема и количества информации. Если вкладчик не имеет 120 гигабайт данных, он может разделить пленку с другим желающим. В таком случае стоимость составляет 139 евро за 1 гигабайт данных», — детализирует собеседница. К слову, согласно информации из открытых источников, «вечное» хранение 1 терабайта данных стоит 65 000 евро. При этом Екатерина убеждена, что проект в первую очередь социальный.

«Мы понимаем, какая ответственная и глобальная миссия за этим стоит, поэтому сейчас мы находимся в процессе формирования фонда, который гарантирует долгосрочное существование архива и возможность вечной защиты данных человечества, укрепляя доверие к компании. Также это сделает AWA некоммерческой организацией. Мы будем наращивать капитал, чтобы иметь возможность вносить экономический вклад в тех, кто не может позволить себе защитить свои невосполнимые воспоминания на благо будущих поколений», — убеждена она.

В прошлом году, по словам Екатерины, в архив были помещены данные о Казахстане. «Посольство Казахстана в Норвегии отправило в архив национальные символы страны: герб, флаг и гимн», — с гордостью говорит она. В контексте Казахстана, продолжает Екатерина, государственные символы — это лишь малая часть нашего многочисленного историко-культурного достояния. «Наследие казахских музыкантов, ученых, деятелей искусства, исследователей и многих других уважаемых личностей страны определенно должно остаться потомкам в первозданном виде. На примере Абая было бы здорово сохранить рукописи всех его трудов в дополнение к оцифрованному печатному изданию. Так же, как и бесценное достояние музыкантов, композиторов и многих других известных людей», — вдохновлена она.

На вопрос о том, не считает ли Екатерина, что норвежская организация продает миру идею о том, что такой архив может пригодиться на случай апокалипсиса, она отвечает отрицательно.

«Мне не нравится слово «продавать». Я вижу за идеей компании более глубокое значение. Это действительно очень важно. Любые археологические памятники саморазрушаются с каждым годом, и мы не знаем, как именно они выглядели много лет назад, задолго до нашего рождения. Это огромные потери в рамках культуры и истории. Или, скажем, языки, которых уже не существует, и уже нет людей, говорящих на них. Имея записи на этих языках, мы можем получить представление о народностях, которые их использовали, об их культуре. Для человечества важно знать свою историю и видеть ее в первозданном виде», — считает Екатерина.