Рынок казахстанского кинопроката имеет потенциал роста в 2–3 раза
Она рассказала о существенном росте бизнеса в прошлом году - поступления от продажи билетов выросли на 61% и достигли 1,9 млрд тенге. Количество зрителей выросло на 64% и достигло 1,36 млн человек. Такой рост стал возможным во многом благодаря запуску в конце 2016 кинотеатра в Шымкенте. В результате количество зрителей в CINEMAX Shymkent Multiplex (Шымкент, семь кинозалов) составило 488,5 тыс. человек, в CINEMAX Dostyk Multiplex (Алматы, 10 кинозалов) - 872 тыс. человек.
Говоря о текущих тенденциях и прогнозах на будущее, Алия Бисимбаева отметила рост доли казахстанских фильмов в прокате. Если доля отечественного кинопродукта в сети CINEMAX по итогам 2017 составила 12%, то в этом году показатель увеличится до 15-20%. Ожидается выход на большой экран около 50 фильмов казахстанского производства, тогда как в 2017 в прокате было 27 отечественных лент, а в 2016 - 15. Если за весь 2017 кассовые сборы казахстанских фильмов в CINEMAX составили 225,2 млн тенге, то только в первом квартале 2018 отечественный киноконтент уже собрал в двух кинотеатрах сети 167,6 млн тенге, что равняется 75% от всех прошлогодних сборов. Только в марте в прокате одновременно находились восемь картин казахстанских режиссеров.
Топ-5 казахстанских фильмов по сборам, 2017, сеть CINEMAX | ||
№ | Фильм | Сборы, тенге |
1 | “Бизнес по-казахски в Америке” | 68 285 650 |
2 | “Брат или брак” | 47 950 100 |
3 | “В поисках мамы” | 27 416 350 |
4 | “Арман/Когда ангелы спят” | 22 277 800 |
5 | “5 причин не влюбиться в казаха” | 22 116 250 |
Другая тенденция - продолжится расширение присутствия сетевых игроков в регионах Казахстана. Успех CINEMAX является наглядным примером тому, что в регионах кроется большой потенциал для роста бизнеса. Кинотеатр CINEMAX в Шымкенте по итогам 2017 занял долю в 60-65% рынка региона, а его сборы составили 643,5 млн тенге. Лидирующую позицию кинотеатра на рынке региона руководитель сети объяснила тем, что в нем посетитель получает новый клиентский опыт.
- Там стоит самое современное звуковое оборудование Dolby Atmos, оно укомплектовано с учётом всех обновлений даже лучше, чем в нашем алматинском кинотеатре. Используются продвинутые проекторы с разрешением 2К и 4К, удобные итальянские кресла. Дизайн разработан канадской архитектурной студией Mesbur+Smith Architects, - подчеркнула г-жа Бисимбаева. - Особенностью южноказахстанского рынка является то, что там очень популярны отечественные картины, а фильм «Бизнес по-казахски в Америке» режиссера Нурлана Коянбаева занял первое место по сборам в нашем кинотеатре в Шымкенте. В целом в CINEMAX Shymkent Multiplex сборы этого фильма стали рекордными по всей стране.
| Топ-10 фильмов по сборам, 2017, CINEMAX Shymkent Multiplex | |
№ | Фильм | Сборы, тенге |
1 | “Бизнес по-казахски в Америке” (Казахстан) | 43 262 200 |
2 | “Брат или брак” (Казахстан) | 30 938 000 |
3 | “Форсаж 8” | 23 814 000 |
4 | “Джуманджи: Зов джунглей” | 19 478 750 |
5 | “Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки” | 18 243 150 |
6 | “Арман/Когда ангелы спят” (Казахстан) | 16 970 500 |
7 | “Конг. Остров черепа” | 16 930 700 |
8 | “Тор: Рагнарёк” | 15 965 050 |
9 | “Босс-молокосос” | 14 587 450 |
10 | “Мумия” | 14 379 450 |
| Топ-10 фильмов по сборам, 2017, CINEMAX Dostyk Multiplex (Алматы) | |
№ | Фильм | Сборы, тенге |
1 | “Форсаж 8” | 36 708 800 |
2 | “Тор: Рагнарёк” | 34 488 800 |
3 | “Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки” | 33 870 850 |
4 | “Босс-молокосос” | 33 765 200 |
5 | “Убийство в "Восточном экспрессе" | 32 113 950 |
6 | “Стражи Галактики. Часть 2” | 30 916 550 |
7 | “Гадкий Я 3” | 29 612 450 |
8 | “Лига справедливости” | 29 216 250 |
9 | “Джуманджи: Зов джунглей” | 26 806 250 |
10 | “Бизнес по-казахски в Америке” (Казахстан) | 25 023 450 |
Однако самое важное, что нужно для роста рынка, как подчеркнула генеральный директор CINEMAX, это открытость участников.
CINEMAX: добиваясь целей
CINEMAX – компания-бренд, оказывающая услуги кинопоказа в двух крупнейших г... →
- Объём рынка покажет существенный рост, когда участники станут раскрывать данные по кассовым сборам, продажам билетов и количеству посетителей. Сейчас эта информация закрыта и не публикуется, что негативно влияет на развитие кинопрокатного бизнеса в целом по стране. И это отражается на кинотеатрах, кинопрокатчиках и, самое главное, на производителях кино, казахстанского контента. Потому что они не видят реального рынка и не могут оценить перспективы сборов, возврата инвестиций. Мы призываем всех коллег и партнёров по рынку работать над раскрытием данных. Это позволит повысить конкуренцию, качество управления и оценить полный потенциал данной отрасли экономики. CINEMAX предоставляет студиям онлайн-отчетность через систему Rentrak (comScore), публикует ежегодные данные по посещаемости и выручке с 2015, - отметила Алия Бисимбаева.
Индустрия кинопоказа также не отстаёт от общих трендов. Цифровизация бизнеса шагнула далеко вперед в этой сфере. Как отметили руководители сети, компания CINEMAX оцифровала продажи и теперь зрители могут купить билет на фильм в ее кинотеатры онлайн за минуту до начала сеанса. Доля продаж билетов онлайн в 2017 в среднем составила 10%, и этот показатель будет расти. Для развития онлайн-продаж сеть обновила и запустила собственную платформу www.cdm.kz, через которую можно выбрать сеанс, место в зале и купить билет, оплатив банковской картой, без каких-либо дополнительных комиссий. При этом в кинотеатре не нужно обменивать онлайн-билет на бумажный, стоит просто на входе в кинозал показать СМС или электронное сообщение с QR-кодом.