Почему женская занятость в Индии падает и что с этим можно сделать
Ради процветания Индии надо уменьшить гендерное неравенство на рынке труда
НЬЮ-ДЕЛИ — Во всём мире уровень участия женщин в рабочей силе обычно ниже, чем у мужчин, но имеются серьезные региональные различия, при этом самое большое гендерное неравенство в сфере занятости наблюдается в странах Ближнего Востока и Северной Африки (регион MENA), а также в Южной Азии.
Яркий пример этой динамики — Индия. В сельских районах у женщин в возрасте 25–60 лет уровень участия в рабочей силе резко снизился: с 54% в 1980 году до 31% в 2017-м (данные Национального выборочного исследования 1980 года и Периодического обзора рабочей силы 2017 года). В городах снижение оказалось менее резким — с 26 до 24%. Тем временем у мужчин уровень занятости оставался сравнительно стабильным, что усилило гендерное неравенство в самой густонаселенной стране мира.
Экономические выгоды повышения уровня занятости женщин хорошо известны, поэтому индийские власти хотят развернуть этот тренд. Согласно оценкам, повышение уровня участия женщин в рабочей силе всего на десять процентных пунктов может увеличить ВВП Индии на 16%. Более того, повышение уровня занятости женщин во всём мире увеличило бы мировой ВВП на $12 трлн.
Чтобы помочь женщинам выйти на рынок труда, власти Индии должны сначала понять базовые причины низкого уровня участия женщин в рабочей силе. Первые исследования указывают на наличие барьеров на стороне предложения, например, U-образная связь между доходами и уровнем образования, неравное распределение домашнего труда (в частности, услуг ухода за детьми и престарелыми), социальные нормы, не поощряющие работу женщин вне дома. Проблема усугубляется не только тем, что на брачном рынке предпочитают неработающих женщин, но и ограниченной мобильностью, неадекватностью получаемых трудовых навыков, проблемами с безопасностью на работе и в общественных местах.
Многие из этих барьеров возникают на семейном уровне, и всё же власти могут сыграть ключевую роль в их преодолении. Один из вариантов — поддержка экспортно ориентированных отраслей. Ограничения на стороне предложения негативно влияют на все страны региона MENA и Южной Азии, однако в Бангладеш, например, наблюдается рост занятости женщин благодаря увеличению спроса на их труд в экспортно ориентированных отраслях. Это похоже на ситуацию в странах Юго-Восточной Азии, где благодаря экспортно ориентированной промышленности резко выросло число женщин, вышедших на рынок труда.
История содержит ценные уроки. В США уровень занятости женщин резко вырос за сто лет — менее 5% в 1890 году и более 60% в 1990-м. Ключевой момент настал во время Второй мировой войны, когда из-за дефицита рабочей силы выросли зарплаты, женщин стали охотнее брать на традиционно мужские рабочие места, появились альтернативные варианты ухода за детьми и престарелыми.
В Индии политические дискуссии в основном сосредоточены на барьерах на стороне спроса, с которыми сталкиваются женщины на рынке труда. Спрос на труд не благоприятствует индийским женщинам: механизация в аграрном секторе усиливает гендерное неравенство, а дефицит приличных рабочих мест и господство небольших фирм (многие из них не предоставляют базовые услуги, включая декретный отпуск и детские сады) ограничивают варианты трудоустройства женщин.
Негативный эффект этих барьеров усугубляется недостаточной поддержкой женского предпринимательства и дискриминационным отношением многих работодателей к замужним женщинам и матерям. Благонамеренное регулирование, включая законы «О материнских пособиях» и «О предотвращении сексуальных домогательств» (POSH), которые были призваны увеличить число женщин в рабочей силе, вызвали рост стоимости их найма, невольно создав новые препятствия.
Понимая, что низкий уровень женской занятости тормозит рост экономики, правительство Индии выделило беспрецедентные 6,5% нового годового бюджета на программы, повышающие гендерное равенство в сфере жилья, пенсий, образования и здравоохранения. Кроме того, в бюджете увеличено финансирование инициатив, нацеленных на повышение безопасности женщин, их мобильности и на расширение вариантов ухода за детьми и престарелыми с помощью целевых программ профессиональной подготовки, открытия общежитий и детских садов для работающих женщин, расширения доступа к рынку для предприятий, возглавляемых женщинами и локальными группами взаимопомощи.
Впрочем, реальный тест для этих мер будет связан с качеством и надежностью предоставляемых услуг. Если детские сады не будут предоставлять качественные услуги, а общежития не гарантируют женщинам безопасность, тогда их уровень участия в рабочей силе останется низким. Кроме того, программы профессионального обучения в Индии обычно малоуспешны за пределами крупных городов. Новое исследование в штате Уттар-Прадеш показало, что лишь 11% выпускников профессиональных учебных заведений смогли найти работу. А как показывают международные исследования, недостаток вакансий может ограничить эффективность инициатив повышения квалификации. Важно создавать качественные рабочие места с высокой зарплатой, чтобы меры на стороне предложения оказались эффективны.
Когда мужчинам трудно найти работу, интеграция женщин в рабочую силу оказывается даже более проблематичной. В 2022 году почти 12% индийских мужчин в возрасте 20–35 лет, имеющих полное школьное образование и проживающих в городских районах, были безработными. По этой причине новый госбюджет Индии включает несколько инициатив по увеличению занятости. Одна из программ призвана стимулировать стажировки: правительство выделяет фирмам ежемесячную сумму в размере 5 тысяч рупий ($60), а тем, кто выходит на рынок труда, единовременную доплату к зарплате в размере 15 тысяч рупий. Кроме того, работодатели могут получать до 3 тысяч рупий ежемесячно в течение двух лет после каждого нового найма, что компенсирует размер их взносов в систему социального страхования. Меры расширения доступа малых фирм к рынку кредитования включают повышение кредитных лимитов госбанков для микропредприятий — с 1 млн до 2 млн рупий.
Эффективность некоторых из этих мер остается неясной, а ведущие фирмы, скорее всего, будут нанимать наиболее квалифицированных кандидатов, причем даже без вмешательства государства. Работодатели увеличивают наем лишь в том случае, если выгоды перевешивают издержки. Пока сохраняются негибкие трудовые законы, обременительное регулирование, узкие места в инфраструктуре, неблагоприятная промышленная и торговая политика, процесс создания рабочих мест будет и дальше стагнировать. Формируя благоприятную для бизнеса экономику (в которой упрощается выход компаний на рынок и их уход с рынка, а также ликвидируются барьеры на пути роста), Индия могла бы одновременно повысить роль женщин и раскрыть потенциал своей экономики. Этот урок многим странам нужно выучить как можно скорее.