Почему Трамп — американский Калигула
Об этом рассуждает профессор Гарвардского университета
КЭМБРИДЖ — С тех пор как более десяти лет назад президент США Дональд Трамп появился на политической арене в качестве кандидата в президенты, наблюдатели пытаются найти какое-то объяснение его странным словам и поступкам. Каждый раз, когда мы думаем, что исчерпали все возможности, он говорит или делает что-то еще более безумное, и поиски начинаются заново.
Первый вывод, популярный во время первого президентского срока Трампа, заключался в том, что его утверждения никогда не следовало понимать буквально. Но по мере того, как он воплощал в жизнь все больше угроз, от мести политическим оппонентам до нападения на Венесуэлу и похищения ее президента, это объяснение утратило свою популярность.
Другое толкование, выдвинутое в основном сторонниками Трампа, сосредоточено на его мантре «Америка прежде всего»: все, что делает Трамп, как бы неожиданно это ни было, руководствуется интересами Америки. Но это утверждение легко опровергнуть. Независимо от того, во что верит Трамп, Соединенные Штаты всегда действовали в своих интересах: хотя открытый, либеральный, основанный на правилах порядок, который США поддерживали со времен Второй мировой войны, в целом был хорош для всего мира, больше всего он приносил пользу США.
Несмотря на значительные недостатки, порядок, установленный после Второй мировой войны, обеспечил беспрецедентные 80 лет относительного мира и процветания. Это позволило США стать экономической и геополитической сверхдержавой, в том числе благодаря укреплению доллара США как ведущей международной валюты. Если система рухнет, США окажутся среди самых больших проигравших.
В этом смысле Трамп активно работает против интересов Америки. В конце концов, в отличии от более мелких стран, США не могут просто пользоваться международным порядком. Они должны активно участвовать в его поддержании и укреплении, поддерживая свободную торговлю, предотвращая изменение национальных границ силой со стороны недобросовестных игроков и внося вклад в совместное решение глобальных проблем, таких как изменение климата и пандемии. В противном случае система может не выжить — по крайней мере, не в той форме, которая выгодна США. Европа, вероятно, слишком разобщена, чтобы заполнить вакуум лидерства, оставленный США, а Китай, если он решит выступить, не будет поддерживать привилегии Америки.
В том же духе некоторые утверждают, что действия Трампа отражают разочарования и чаяния американских рабочих, которые чувствуют себя «брошенными» глобализацией, техническим прогрессом и социальными изменениями. Но политика Трампа не только не помогает этой группе, но и усугубляет их экономическое положение.
Хорошим примером является продолжающаяся кампания республиканцев по отмене знакового законодательного достижения бывшего президента Барака Обамы — закона о доступном медицинском обслуживании, который значительно расширил доступ к медицинской помощи, в том числе для избирателей, которые впоследствии сформировали базу Трампа. Либо сторонники Трампа не видят, как ACA приносит им пользу — возможно, убежденные его попытками изобразить его как катастрофу, — либо они считают идеологические и культурные ценности, которые Трамп якобы представляет, более важными. В любом случае, помощь работающим американцам явно не является руководящим принципом Трампа.
Четвертое популярное объяснение действий Трампа отражает его опыт в бизнесе. Это «транзакционный» лидер, приверженный заключению сделок, которые принесут узкие краткосрочные выгоды, даже если это означает подрыв авторитета Америки и ее долгосрочных перспектив. Но большинство его предполагаемых побед не принесли США никаких заметных выгод.
Более убедительным является аргумент, что сделки Трампа на самом деле направлены на наполнение его собственного кармана, а также карманов членов его семьи и союзников. Но даже с этой точки зрения его поведение остается в значительной степени — и все в большей степени — непоследовательным. Фактически, Трамп все больше напоминает Калигулу, третьего императора Рима.
Хотя Калигула казался вполне разумным, когда его правление началось в 37 году нашей эры, он, похоже, быстро впал в безумие. Он вступал в половые отношения со своими тремя сестрами и многими другими женщинами. Он строил роскошные виллы и устраивал пышные вечеринки, тем самым доведя Рим до банкротства. Он отменил все решения своего предшественника Тиберия, продолжая винить его во всех неудачах. Он объявил войну Ла-Маншу.
Калигула также прикреплял бюсты своей головы к статуям богов и требовал, чтобы люди поклонялись ему как богу. Во время гладиаторских боев он приказал бросить целую часть зрителей на арену, чтобы их растерзали львы. Он унижал сенаторов, заставляя их целовать его ноги или бежать перед его колесницей на протяжении нескольких миль. Он пытался сделать своего коня консулом.
Параллелей с Трампом множество. Президент США имеет долгую историю сексуальных домогательств и неоднократно выражал интерес к сексу со своей дочерью Иванкой. В то время как обычные американцы с трудом сводят концы с концами, он устраивает экстравагантные вечеринки в своем курортном комплексе Mar-a-Lago. Он добавил золотые украшения в Овальный кабинет и снес историческое восточное крыло Белого дома, чтобы построить огромный бальный зал. И он винит своего предшественника, Джо Байдена, во всех бедах Америки.
Трамп воздвиг памятники себе, прикрепил свое имя к мемориалам других людей и сравнил себя с Богом. Он направил вооруженные силы, чтобы терроризировать американские города. Он заставляет членов кабинета, генеральных директоров и иностранных лидеров выражать ему почтение и нападает на всех, кого считает «нелояльными». Он унизил Конгресс.
Трамп также оскорблял, отчуждал и запугивал ближайших союзников Америки. В письме премьер-министру Норвегии он прямо связал свои угрозы вторгнуться и аннексировать Гренландию (которую он неоднократно путал с Исландией в своей речи 21 января на Всемирном экономическом форуме в Давосе) с решением не присуждать ему Нобелевскую премию мира. Между тем он бессвязно бредит о ветряных мельницах, акулах и вымышленном каннибале Ганнибале Лектере.
Наблюдатели в основном не спешат выносить суждения о психическом здоровье Трампа, отчасти потому, что называть его «сумасшедшим» или «дементом» может показаться случайным оскорблением в адрес публичной фигуры, с которой кто-то не согласен. Как бы то ни было, я теперь присоединяюсь к тем, в том числе бывшим сторонникам, которые больше не могут избежать очевидного вывода: Трамп — американский Калигула.