Почему тарифы Трампа не разрушили экономику США в 2025 году
Но этом еще возможно в 2026-м
КЭМБРИДЖ — Когда в январе 2025 года президент США Дональд Трамп вступил в должность, большинство экономистов опасались того, что произойдет, если он повысит тарифы. Ожидалось, что новые пошлины приведут к росту цен на потребительские товары и сырье, что, соответственно, повлияет на домохозяйства и компании, а в результате — к росту инфляции и падению реальных доходов. Это стало бы шоком предложения, и Федеральная резервная система США не смогла бы сделать многое, чтобы противодействовать ему.
Трамп действительно поднял тарифы до шокирующего уровня, нарушив международные соглашения и разрушив часто заявляемую Республиканской партией приверженность свободной торговле. С точки зрения серьезности и разрушительности, тарифы Трампа на 2025 год значительно превысили и без того вредные тарифы его первого срока и даже пресловутый закон Смута-Хоули 1930 года. По данным Йельской бюджетной лаборатории, средняя эффективная пошлина на импорт в США в этом году выросла с 2% до 18%, что является самым высоким уровнем с 1930-х годов. Добавьте к этому неопределенность, вызванную частыми и необъяснимыми изменениями в политике, и большие негативные последствия для инфляции, занятости и реальных доходов казались практически неизбежными.
Но все сложилось не так, как ожидалось. Возможно, инфляция потребительских цен (ИПЦ) вообще не выросла: последний опубликованный показатель за 12 месяцев, закончившихся в ноябре, составляет 2,7% — тот же уровень, что и в последние месяцы 2024 года. (Конечно, уровень цен выше, вопреки утверждениям Трампа). Уровень безработицы вырос лишь незначительно, с 4,1% в конце 2024 года до 4,6% в ноябре. Экономический рост, вероятно, замедлился к концу года, но ситуация остается неясной, поскольку закрытие правительства США задержало сбор данных.
В любом случае можно с достаточной уверенностью сказать, что экономический ущерб, нанесенный в первый год пребывания Трампа у власти, оказался меньше, чем прогнозировалось. Есть четыре причины, по которым наиболее значительные последствия введения тарифов были ограниченными или отсроченными в 2025 году.
Во-первых, экономическая статистика США необычайно уязвима для проблем с измерением из-за остановки работы правительства, которая длилась с 1 октября по 12 ноября. Некоторая информация по ИПЦ отсутствует, поскольку Бюро статистики труда не смогло собрать данные в обычном режиме, особенно за октябрь. Даже в ноябре есть основания сомневаться в том, что инфляция стоимости жилья составила ноль, как сообщается. Если это правда, то это приведет к занижению общей оценки индекса потребительских цен. Публикация данных по ВВП Бюро экономического анализа значительно отстает от графика, а публикация данных по ВВП за третий квартал была отложена.
Вторая причина, по которой мы наблюдаем меньший, чем ожидалось, ущерб от введенных Трампом пошлин, заключается в том, что многие из самых высоких пошлин не вступили в силу в полном объеме. Трамп неоднократно откладывал введение некоторых пошлин. 14 ноября он отменил некоторые пошлины, поскольку они приводили к росту цен на продукты питания.
Кроме того, Трамп ввел серьезные исключения из тарифов для некоторых стран. Например, интегрированная автомобильная промышленность Северной Америки была бы разрушена, если бы он 6 марта не принял решение освободить товары из Мексики и Канады от 25-процентного сбора , вступившего в силу двумя днями ранее. Товары из этих стран теперь не подлежат штрафным санкциям, если они импортируются в соответствии с Соглашением между США, Мексикой и Канадой.
Это смягчение было предсказуемо. Американский бизнес понес бы огромные убытки, если бы Трамп полностью ввел объявленные им тарифы, не говоря уже о тех, которыми он угрожал, поэтому было маловероятно, что он будет настаивать на самых жестких из них. Трамп регулярно занимает крайние позиции в переговорах, но в критический момент отступает, даже если не получил от другой стороны того, что требовал. Фактически, предположение инвесторов, что «Трамп всегда сдается» (известное как TACO), стало предметом насмешек. Но когда сумасшедший угрожает Армагеддоном, было бы безрассудством подталкивать его к выполнению своих угроз. Введенные Трампом пошлины по-прежнему очень высоки.
Но это не значит, что экономисты полностью ошиблись в своих прогнозах. Есть веские основания полагать, что многие негативные последствия введенных Трампом тарифов просто отсрочены, и мы должны ожидать их проявления в 2026 году.
Это подводит нас к третьему пункту: как только Трамп был избран в ноябре 2024 года, компании начали заранее закупать импортные товары, чтобы накопить запасы товаров — особенно золота из Швейцарии и препаратов для похудения из Ирландии — до введения ожидаемых тарифов. По оценкам Penn Wharton Budget Model, эта стратегия сэкономила американским импортерам до $6,5 млрд — что эквивалентно 13,1% от суммы новых тарифов — до мая 2025 года.
После вступления тарифов в силу большинство розничных продавцов по-прежнему не повышали цены, поскольку не исчерпали свои запасы, накопленные до введения тарифов. Это обычная практика среди розничных продавцов, хотя экономисты могут сказать, что она нарушает принцип максимизации прибыли. Даже сегодня многие импортеры все еще не переложили дополнительные расходы на своих клиентов в полном объеме.
Фактически — и это последний и самый важный момент — импортеры продолжают поглощать большую часть увеличения затрат даже после исчерпания своих запасов, накопленных до введения тарифов. Используя данные в режиме реального времени от крупных американских розничных продавцов, Альберто Кавалло и его соавторы обнаружили, что цены на товары, подпадающие под новые тарифы — как импортные продукты, так и их американские заменители — растут с апреля. Этот рост, который составил около 5,4% на розничном уровне, был достаточным, чтобы повысить уровень инфляции по общей корзине потребительских цен на 0,7 процентного пункта выше того уровня, который был бы в противном случае. Но он представляет собой лишь небольшую часть затрат, которые потенциально могли бы быть переложены на потребителей при текущем уровне тарифов.
Безусловно, цены, которые платят импортеры, выросли пропорционально тарифам, вопреки утверждениям Трампа о том, что иностранные экспортеры покрывают расходы на пошлины за счет снижения цен. Именно американские компании поглощают эти расходы, как они обычно делают, когда доллар обесценивается. Отчасти это отражает тот факт, что они не имеют представления о том, как долго будут действовать тарифы. Трамп может передумать, или, возможно, Верховный суд решит соблюдать закон и отменит тарифы. Эта неопределенность также помогает объяснить, почему многие затронутые компании до сих пор воздерживались от увольнений работников.
Но компании не будут бесконечно позволять тарифам снижать свою прибыль. Если тарифы останутся в силе, в 2026 году США могут ожидать дальнейшего роста цен и снижения реальных доходов.