Новый Налоговый кодекс: предложения Токаева актуальны, но можно лучше

Эксперт по налогам Максим Барышев поделился своим мнением о послании президента и предложил дополнительный ряд поправок в Налоговый кодекс РК

Фото: © pexels.com/Mikhail Nilov

2 сентября 2024 года президент Касым-Жомарт Токаев выступил с посланием народу Казахстана, в котором поднял тему поправок в Налоговый кодекс. В их числе — введение дифференцированных ставок индивидуального подоходного налога (ИПН), новая фискальная политика для банков и криптобирж, цифровизация администрирования и прочее. Кроме того, Токаев предложил перенести принятие нового Налогового кодекса с 2025 на 2026 год. Forbes Kazakhstan побеседовал с экспертом по налогам, основателем группы компаний «Учет» Максимом Барышевым, чтобы выяснить, насколько предложения президента актуальны и эффективны для казахстанских реалий.

Новые налоги для банков и криптобирж

В послании президент сообщил о необходимости пересмотра налогообложения для банков. По мнению главы государства, налоги для финансовых институтов должны быть соразмерны с дивидендами их акционеров. А выплаты эти весьма непросто назвать «скромными». Для примера, акционерам Kaspi.kz намеревались выплатить почти 170 млрд тенге только за второй квартал 2024 года. Акционеры Halyk Bank по итогам 2023 года должны были получить более 277 млрд тенге; в то же время налог на прибыль этого банка составил чуть больше 122 млрд тенге за тот же период. Вероятно, банкирам может прийтись не по душе такое уравнивание налогов и дивидендов. Новое налогообложение для банков президент считает «справедливым», и Барышев, кстати, тоже, но предупреждает, что самое главное в этом вопросе — найти баланс.

— Пересмотр налогообложения для банков считаю обоснованным шагом, поскольку это создаст более справедливые условия для всех участников финансового рынка. Важно учитывать, что банки играют ключевую роль в экономике, и если налоги будут соразмерны дивидендам, это может справедливо отразить долю прибыли банков в налоговых отчислениях. Однако важно найти баланс, чтобы не привести к негативным последствиям для сектора. Слишком высокие налоги могут снизить финансовую устойчивость банков, что повлияет на их способность кредитовать экономику и предоставлять услуги клиентам.

Максим Барышев
Фото: личный архив

Максим Барышев считает, что в новых условиях владельцы банков могут пересмотреть их бизнес-модели, что может отразиться на их финансовых результатах и стратегии распределения прибыли. Поэтому важно, чтобы пересмотр налогов был проведен с учетом интересов как государства, так и банков, обеспечивая долгосрочную устойчивость и эффективность финансового сектора.

Похожее предложение о введении новых налогов касалось и работы криптобирж. Как говорит Барышев, в проекте Нового налогового кодекса еще не было определенного решения для майнеров и, вероятно, его придется найти уже в ближайшем будущем.

Упрощение, оптимизация, дифференциация

Разговоры об упрощении Налогового кодекса ведутся уже относительно давно, и в своем послании президент также акцентировал на этом внимание. Причем Токаев предложил не просто упростить положения кодекса, но также исключить из него возможность различного толкования норм.

— Да, необходимо снизить сложность налоговых норм, сделать их более доступными и понятными для бизнеса и граждан. Это включает упрощение процедур подачи деклараций и отчетности, — пояснил Барышев.

Перспективно, по его мнению, выглядит и предложение по оптимизации налоговых режимов, в том числе розничного налога.

— К примеру, розничный налог за почти год своего действия благодаря своей прозрачности и простоте показал хорошие результаты. Сегодня на этот режим перешли порядка 40 тысяч предпринимателей. Подобные меры помогают бороться с теневой экономикой и дроблением бизнеса, улучшая тем самым бизнес-среду. Однако важно, чтобы они охватывали тех предпринимателей, которые работают преимущественно с населением, чтобы не создавать дополнительной нагрузки на бизнес, — подчеркнул Барышев.

Не обошлось без предложения о дифференциации ставок ИПН, которая предполагает установление разных налоговых ставок в зависимости от уровня доходов. Как пояснил Максим Барышев, это необходимо для создания более справедливой налоговой системы, где лица с высокими доходами будут платить более высокие налоги, чем те, у кого доход меньше.

— Для внедрения этого подхода нужно определить пороги доходов и соответствующие ставки налога, внести изменения в налоговое законодательство и адаптировать программное обеспечение. Это поможет лучше учитывать финансовые возможности граждан, снизит социальное неравенство и повысит справедливость налогообложения, — объяснил инициативу Барышев.

Цифровизация налогового администрирования — еще один ключевой аспект. Как считает эксперт, переход к электронному формату и ускорение внедрения цифровых решений помогут снизить коррупционные риски и повысить прозрачность. Это также упростит взаимодействие бизнеса с налоговыми органами и повысит эффективность налогового контроля. Значительно улучшить бизнес-климат также поможет усовершенствование системы управления рисками для налоговых проверок. Важны для экономики Казахстана и льготы, направленные на стимулирование инвестиций и развитие производства.

Перенос сроков

Еще одним важным поручением президента стал перенос срока принятия проекта нового Налогового кодекса. Его должны были принять 1 января 2025 года, но Токаев предложил перенести на год. Изменения в проект вносились долго и было их много, обсуждения шли до 15 июля 2024 года. В одном из интервью Forbes Максим Барышев уже озвучивал достаточно существенные недоработки и спорные моменты нового кодекса, поэтому, комментируя вопрос о необходимости переноса сроков, эксперт заверил, что бизнес-сообщество положительно отреагировало на это предложение: их просьба была услышана.

— Отсрочка даст время для качественной проработки документа с учетом мнений заинтересованных сторон, чтобы обеспечить его эффективное внедрение и избежать потенциальных недоработок. Как представители бизнес-сообщества, мы будем вносить свои предложения и настаивать на внедрении доступных и понятных налоговых реформ, учитывающих интересы предпринимателей, — пообещал Барышев.

Предложения президента актуальны, но это не всё

Барышев считает, что предложения президента весьма обоснованы и «выглядят крайне необходимыми и своевременными». Они, по мнению эксперта, направлены на создание более справедливой и эффективной налоговой системы. Однако, чтобы приблизиться к «идеальному» кодексу, который будет способствовать росту бизнеса не в ущерб госзатратам, нужно внедрять еще ряд поправок. Вот что предлагает Барышев.

Первое. Восстановление режима единого совокупного платежа для микробизнеса. Ранее на этом режиме работали 200 тысяч человек. Возвращение режима ЕСП для самозанятых может привлечь до 1 миллиона человек и обеспечить дополнительные поступления в бюджет на сумму 120 миллиардов тенге.

Второе. Необходимо реорганизовать упрощённый режим налогообложения: вернуть предельный оборот по НДС до 30 000 МРП и ввести дифференцированные ставки при продаже физическим лицам — 3% и 6% по товарам, работам и услугам, оказанным налогоплательщикам, применяющим общеустановленный порядок налогообложения. Это изменение также может принести дополнительно 400 миллиардов тенге в бюджет.

Третье. Установить корпоративный подоходный налог (КПН) для казахстанских производителей на уровне 10% и внедрить единый платеж с зарплаты, что требует согласования с ФСМС и Минздравом. Эти меры могут увеличить экономический рост на 30% от текущих показателей.

Четвертое. Большое внимание необходимо уделить усилению ответственности за неуплату налогов. В настоящее время существует практика признания сделок недействительными и аннулирования регистраций, что приводит к тому, что ответственность за нарушения ложится не на тех, кто их допустил. Например, при признании сделки недействительной покупатель вынужден платить штрафы, пени и налоги, несмотря на то что продукция была поставлена, а услуги оказаны. При этом поставщик, не уплативший налоги, остаётся безнаказанным.

В Германии, к примеру, ответственность за налоговые нарушения несёт тот, кто действительно нарушил правила, а не покупатель. Если предприниматель продаёт товары без необходимых документов или не уплачивает налоги, налоговые органы выявляют схему и наказывают нарушителя. То есть крайне важно возложить ответственность за неуплату налогов на поставщика, что приведёт к отмене практики признания сделок недействительными и поможет прекратить бестоварные сделки, так как нечестные предприниматели будут наказаны и не смогут вести бизнес на своё имя.

Пятое. Для улучшения кассовой дисциплины предлагается внедрить сервис «налоговый кешбэк». Этот сервис позволит получать возврат в размере 1-2% от оплаченной суммы за совершённые покупки. Возвращённые средства будут использоваться исключительно для оплаты налогов физических лиц, таких как налоги на транспорт, имущество, землю и другие.

Механизм работы сервиса следующий: покупатель запрашивает фискальный чек, сканирует QR-код с чека, и 1-2% от суммы чека зачисляется на «налоговый кошелёк». Эта зачисленная сумма может быть использована для оплаты налогов.