Климатические проблемы как возможность для развития

Варианты низкоуглеродного развития нелегко копировать, их нужно адаптировать к географическим условиям, местным возможностям, к другим переменным

Фото: © Pexels / Gaynor Mullen

НЬЮ-ДЕЛИ — Когда изменение климата представляют глобальной проблемой, для решения которой нужно коллективно регулировать выбросы парниковых газов, правительства развивающихся стран не видят особых причин придавать этой проблеме больше приоритета, чем остальным. Богатые, промышленно развитые страны внесли непропорционально больший вклад в создание этой проблемы, однако даже они отказываются от обязательств, связанных с декарбонизацией и климатическим финансированием. Между тем на страны с низкими доходами ложится основное бремя издержек, возникающих из-за изменения климата. Понятно, что власти в развивающихся странах приходят к выводу, что для них рациональней не высовываться, сосредоточившись на климатической устойчивости, а не на сокращении выбросов.

Но климатическую проблему можно представить по-другому. Хотя изменение климата, конечно, требует глобальных коллективных действий, на практике результаты в сфере климата определяются огромным множеством решений в сфере развития, включая промышленное развитие, урбанизацию, создание рабочих мест, локальную борьбу с загрязнением природы. В странах, которые начали развиваться позже, как правило, еще не полностью сложились энергосистемы, транспортная инфраструктура, планы урбанизации и структура энергопотребления, поэтому у них есть гибкость, позволяющая направить инвестиции и выбор потребителей в сторону низкоуглеродного, климатически устойчивого развития.

Иными словами, климатическую проблему можно представить как выбор между альтернативными путями развития. Во многих случаях выбор варианта развития оказывается климатическим выбором. В мире, где низкоуглеродная экономика становится конкурентным преимуществом, структурная недостроенность может стать преимуществом.

Выбор подхода «климат как развитие» не очень прост и не защищен от ошибок. Он требует сильного государственного потенциала, способности мыслить стратегически, полной мобилизации необходимых технологий и финансов. Важно, что этот подход не отменяет озабоченность климатическим равенством. Развивающиеся страны могут выбрать вариант «климат как развитие», но богатые страны, которые внесли непропорционально большой вклад в возникновение этой проблемы, остаются на крючке: они должны будут и дальше поддерживать зеленый переход. Тем не менее этот подход является альтернативой игре с нулевой суммой в климатической политике и создает основу для разработки индивидуальных государственных концепций.

Важной отправной точкой должно стать понимание и поддержка элитами идеи, что низкоуглеродное развитие — это потенциальный шанс, необходимым компонентом которого является климатическая устойчивость. Климатические цели не могут быть важнее целей развития, однако развитие без учета климатических соображений тоже уже невозможно. Чтобы стать политически реализуемой, любая стратегия должна опираться на условия конкретной страны. Варианты низкоуглеродного развития нелегко копировать, их нужно адаптировать к географическим условиям, местным возможностям, к другим переменным. Как и в случае с любыми длительными структурными изменениями, требуется долгосрочная национальная концепция, пользующаяся широкой поддержкой (полезным примером служит концепция «зеленого роста» в Южной Корее в 2010-х).

Переход от идей и концепций к политике и реализации требует высокого уровня государственного потенциала. Необходим технический потенциал, а также способность выявлять возможности, соответствующие принципу «климат как развитие», и находить вероятные источники климатической уязвимости. Однако этого недостаточно. Как напоминает социолог Питер Эванс, проанализировавший промышленную политику стран Восточной Азии, государство должно быть «встроено» в экономику, вовлекая и поддерживая частный сектор, но одновременно оно должно сохранять достаточную «автономность», чтобы избежать захвата частным сектором.

На практике это означает создание институтов, способных определять стратегию, осуществлять координацию разных отраслей и на разных уровнях, обеспечивать работу авторитетных площадок для урегулирования конфликтов (в идеале утвержденных законом). Слишком часто климатическую политику поручают сравнительно слабым и изолированным министерствам окружающей среды, которые не способны организовать или реализовать общегосударственные подходы. Кроме того, поскольку широкие структурные изменения могут вызвать озабоченность перераспределением доходов и оставить позади некоторые группы населения, консультативные органы, подобные Президентской комиссии по климату в ЮАР, могли бы помочь закрепить низкоуглеродный путь развития, выступая посредниками в социальных конфликтах и обеспечивая стабильность широкой политической поддержки.

У развивающихся стран, столкнувшихся с высокой стоимостью заимствований, есть и другая серьезная проблема: как привлечь адекватное финансирование на капиталоемкое низкоуглеродное развитие. Здесь нет простых ответов. По данным агентства BloombergNEF, глобальные инвестиции в переход к низкоуглеродной энергетике в 2024 году составили лишь около трети от ежегодной суммы, которую надо инвестировать до 2030 года, при этом наблюдалось сильное неравенство. Развивающиеся страны получили мало ощутимых результатов от многосторонних инициатив, направленных на увеличение климатического финансирования и реформирование международной финансовой архитектуры. От развитых стран надо требовать, чтобы они выполняли свои финансовые обязательства; это должно оставаться приоритетом. Но развивающимся странам надо также мобилизовать больше внутреннего финансирования и предлагать убедительные инвестиционные программы для привлечения глобальных капиталов.

Недавние усилия по созданию «страновых платформ» (государственные координационные механизмы, которые формулируют концепцию и определяют способы ее финансирования) выглядят одним из вариантов движения вперед. Бразилия, которая готовится в этому году принять Конференцию ООН по изменению климата (COP30), старается вырваться в лидеры с помощью своей всесторонней, межотраслевой программы развития, направленной на привлечение инвестиций. По данным независимого исследования, у Бразилии есть все ингредиенты для успешного зеленого перехода в промышленности: мощная ресурсная база, уже существующее промышленное производство, крупный рынок. Такие модели стоит рассматривать и в других странах — при условии, что они соответствуют национальным концепциям, а не целям, навязываемым финансовыми донорами.

Национально-ориентированные, многозадачные стратегии развития часто подвергают критике: в ситуации чрезвычайного климатического кризиса нужны прямые меры по сокращению выбросов парниковых газов, а не те косвенные пути, которые здесь предлагаются. Но это мнение игнорирует политическую реальность. Если климатические действия будут восприниматься как противоречащие другим целям развития, у них не будет шансов. Единственный вариант — разрабатывать стратегии, позволяющие двигаться к обеим группам целей. Наиболее эффективной климатической политикой в долгосрочной перспективе может стать политика, влияющая на структурные решения в сфере урбанизации и индустриализации, а не узкая политика регулирования выбросов.

Учитывая, что масштабы глобального сотрудничества в нынешней напряженной геополитической обстановке сокращаются, все эти аргументы не следует интерпретировать как призыв к атомизации. Наоборот, разработкам национальных концепций низкоуглеродной, устойчивой экономики пойдет на пользу взаимное обучение и усиление координации с опорой на местные условия.

Кроме того, внедрение низкоуглеродных технологий потребует инвестиций в стабильные производственные цепочки, что требует политической и экономической предсказуемости. И здесь развивающимся странам следует действовать стратегически и проворно, чтобы найти для себя нишу. От минимального уровня глобального сотрудничества будет по-прежнему зависеть и предоставление финансирования в необходимых размерах.

Есть только один фундамент, который способен выдержать все эти элементы: разработанная на национальном уровне концепция низкоуглеродной, конкурентоспособной и устойчивой экономики.

© Project Syndicate 1995-2025