ООН грозит нехватка $2,4 млрд взносов в регулярный бюджет в 2025 году

И ещё $2,7 млрд — на миротворческие операции

Флаг ООН на фоне многоэтажного здания
Фото: © Pexels/Edgar Winkler

ЛОНДОН — В сентябре [2025 года] участникам 80-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН предстоит решать проблему эскалации кризиса финансирования развития, охватившего систему ООН. Пока что в ответ на эти финансовые затруднения сокращаются расходы, в том числе путем сокращения накладных расходов и повышения эффективности. Но долгосрочное решение требует более глубоких изменений, которые начинаются с фундаментального вопроса: какая именно ООН нужна сегодня миру и соответствуют ли нынешние модели финансирования поставленной цели?

Кризис ликвидности, возникший из-за правительств, которые не платят взносы или платят их с задержками, привел к тому, что в этом году ООН грозит нехватка взносов в регулярный бюджет в размере $2,4 млрд и еще $2,7 млрд на миротворческие операции. Более того, если ООН не успеет потратить полученные средства до конца года (например, потому что они были предоставлены с опозданием), она будет обязана вернуть их странам — членам организации, на следующий год перенести эти расходы она не может.

Несмотря на планы сокращения расходов на 30% в этом году относительно пикового уровня 2023 года, всей системе ООН грозит неплатежеспособность. Ситуация обостряется сокращением расходов на помощь, что негативно влияет на программы ООН, при этом тяжесть последствий непропорционально ложится на плечи наиболее беззащитных людей в мире. Проблема усугубляется сокращением бюджетов развития крупнейшими финансовыми донорами (ОЭСР ожидает, что в 2025 году суммы помощи уменьшатся на 9–17% год к году).

Хотя масштабы нынешнего кризиса финансирования и ликвидности в ООН беспрецедентны, фундаментально все эти проблемы не новы. Регулярный бюджет покрывает лишь малую часть нужд ООН, поэтому она крайне зависима от специализированного добровольного финансирования. Система развития ООН (сокращенно UNDS, состоит из 43 фондов, агентств и программ, которые обеспечивают поддержку развития и гуманитарную помощь на страновом уровне) особенно зависима от добровольных вкладов, которые могут быстро отменяться. В 2023 году инвестиции в UNDS сократились на 16% (почти на $9 млрд), при этом 93% всего финансирования поступили из добровольных источников и лишь 7% обеспечили членские взносы.

Для преодоления этого кризиса генсекретарь ООН Антониу Гутерриш выступил с инициативой «ООН-80», которая включает три «рабочих потока»: поиск путей повышения эффективности, оценку выполнения мандатов ООН, изучение возможных структурных изменений и перестройки программ. Предполагается, что выводы и предложения по первым двум потокам помогут в работе над третьим потоком.

Более того, именно третий поток обладает наибольшим трансформационным потенциалом. Если всё сделать правильно, эта работа может стать поворотным моментом, определяя «что» и «как» делается в ООН. Впрочем, для успеха ООН следует избегать ошибок прежних попыток реформ, проводившихся ради децентрализации и улучшения координации между агентствами, но избегавших более глубоких вопросов о целях и финансировании ООН.

Что касается цели, то уникальная ценность UNDS заключается в ее способности продвигать и поддерживать глобально согласованные нормы. На первом месте должна быть работа на страновом уровне, нацеленная на продвижение таких норм, как гендерное равенство, устойчивое развитие, права человека.

Выполнение этой функции зависит от технической компетентности UNDS, ее объединяющей силы, международного авторитета и дипломатических отношений. Впрочем, важен также доступ к обильному и предсказуемому финансированию деятельности по продвижению этих норм. Этого можно добиться с помощью членских взносов, но на практике на них приходится ничтожная часть ресурсов UNDS.

Из-за дефицита средств фонды, агентства и программы UNDS соглашаются принимать вклады, привязанные к узко определенным проектам, что может фрагментировать работу, отражая прихоти и предпочтения горстки крупнейших добровольных спонсоров. Фактически это превращает ООН в подрядчика, который отвечает перед теми, кто платит, а не в надежного советника правительств стран, принимающих помощь, и автора глобальной повестки дня.

UNDS наиболее эффективна в тех случаях, когда ее сотрудники могут стратегически направлять политику и добиваться результатов там, где они больше всего необходимы, а не там, где требуют доноры. Именно поэтому два подряд «Договора о финансировании» призывали увеличить базовое финансирование деятельности ООН в области развития и уменьшить ее зависимость от целевых вкладов. В обмен ООН обязалась улучшить прозрачность, отчетность и эффективность своей деятельности. В 2023 году агентства ООН выполнили 56% своих задач в соответствии с этим договором, что в два с лишним раза больше результата стран-членов — 24%. Соответственно, неэффективность, за которую страны-члены критикуют ООН, как минимум частично является результатом их собственной политики финансирования.

В итоге этот договор не смог завоевать популярность у стран — членов ООН: ему не удалось убедить поддержать роль ООН в области развития. Один из уроков договора для третьего рабочего потока инициативы «ООН-80» в том, что необходимым первым шагом к успешной реформе является обновление концепции UNDS, которую могли бы широко поддержать страны-члены.

Что касается собственно финансирования, то здесь одним из решений могло бы стать более активное использование членских взносов благодаря пересмотру формулы распределения бюджетных обязательств между странами ООН. Кроме того, ООН могла бы шире применять мягкие формы целевого финансирования, включая совместные и объединенные фонды, чаще использовать инновационные формы финансирования, включая пополнения фондов и сборы, активней опираться на грантовые средства для привлечения дополнительных инвестиций.

Что бы ни происходило в дальнейшем, одно должно быть ясно: страны мира получают такую ООН, которую они финансируют. Лишь при наличии надежной и предсказуемой системы финансирования, опирающейся на прочный консенсус по поводу целей, ООН сможет служить доверенным каналом инвестиций стран-членов в глобальное развитие. Именно этих фрагментов не хватает в пазле реформы ООН, и их нужно срочно найти.

© Project Syndicate 1995-2025

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте