Какие сферы труда привлекают казахстанских мужчин и почему
В стране трудоустроено около 4,7 млн мужчин, из них 2,8 млн проживают в городе, а 1,8 млн — в сельской местности.

Эксперты аутсорсингового агентства «Ваш кадровый ресурс» (ВКР) изучили исследования, касающиеся гендерных предпочтений казахстанцев в профессиональном развитии. Итоги дают кадровикам почву для размышлений.
Первое такое исследование провела в 2014 году компания HeadHunter Казахстан, которая имеет возможность анализировать сотни тысяч резюме соискателей. Они рассмотрели данные за восемь месяцев 2014 года и выявили профессиональные направления, интересующие казахстанских мужчин. Лидировали тогда продажи — практически каждое восьмое резюме было размещено в этой профобласти (12,7%). Один соискатель из десяти (10,8%) хотел трудиться в области информационных технологий. 8,1% предпочитали сферу «транспорт, логистика». Замыкали пятерку лидеров профнаправлений, привлекательных для казахстанских мужчин, «производство» (7,9%) и «строительство» (4,8%), говорится в исследовании.
«Казахстанские мужчины явно предпочитают традиционные сферы деятельности для сильного пола. Другое дело, что сейчас можно назвать «мужскими» не только те варианты, где нужна физическая сила, но и те, где можно заработать хорошие деньги. Поэтому наиболее часто они выбирают сферу продаж», — комментировала тогда исследование Асель Беженова, директор по маркетингу и PR компании HeadHunter Казахстан.
В 2024 году аналогичное исследование представило Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Казахстана. По данным бюро, в промышленности, торговле и сельском хозяйстве трудится больше всего мужчин в Казахстане. Согласно анализу занятости по итогам 2023 года, всего в стране трудоустроено около 4,7 млн мужчин, из них 2,8 млн проживают в городе, а 1,8 млн — в сельской местности. При этом промышленный сектор продолжает оставаться лидером по занятости мужчин, насчитывая 777,5 тыс. работников, следом идет сфера торговли — 653,2 тыс. занятых. Тройку лидеров замыкает сельское хозяйство — 637,1 тыс. человек.
Строительная отрасль привлекла 520 тыс. мужчин, тогда как в секторе транспорта и складирования трудятся 513,1 тыс. Государственное управление и оборона обеспечивают рабочие места для 335,1 тыс. мужчин. В других сферах занятости распределение следующее:
-
образование — 310,9 тыс.;
-
здравоохранение — 160,8 тыс.;
-
административное и вспомогательное обслуживание — 159 тыс.;
-
профессиональная научно-техническая деятельность — 126,4 тыс.;
-
информация и связь — 109,2 тыс.;
-
финансы и страхование — 84 тыс.;
-
проживание и питание — 72,3 тыс.;
-
недвижимость — 68,7 тыс.;
-
искусство и развлечения — 59,4 тыс.;
-
предоставление прочих услуг — 124,3 тыс.
Основная доля занятых мужчин (1,2 млн) находится в возрастной группе 35–44 лет, а 51,7 тыс. мужчин имеют дополнительную работу.
Некоторые кадровики приняли информацию к сведению и для того, чтобы привлечь внимание к вакансиям из непопулярных у мужчин сфер, стали прописывать в них элементы деятельности из популярных, обыгрывая требования, а также прямо указывать на то, что вакансия адресована мужчинам.
Например, вакансия для мужчин, которые любят «производственные процессы», «знакомы с техниками продаж», «считают для себя перспективной сферу информационных технологий».
Эксперты считают, что в наш век текст объявления о работе всё же должен быть нейтральным с точки зрения гендера, чтобы не дискриминировать ни одну из групп. Разделение объявления на мужскую и женскую аудиторию может нарушать законодательство о равенстве прав и возможностях, а также негативно повлиять на репутацию компании.
Несмотря на то, что указание пола фильтрует целевую аудиторию, при создании объявления рекомендуется использовать гендерно-нейтральный язык и избегать выражений, которые могут ассоциироваться с определенным полом. Например, вместо «требуется энергичный молодой человек» лучше написать «требуется энергичный специалист». Основное внимание должно быть уделено профессиональным навыкам и качествам, необходимым для выполнения работы, а не полу кандидата.
Таким образом, разница в составлении текста объявления для мужчин и женщин не нужна и даже нежелательна.