Сколько зарабатывают SMM-специалисты в Казахстане
Подсчитали в Бюро нацстатистики

Предприятия платят миллиарды тенге за продвижение своих продуктов в соцсетях. К такому выводу пришли аналитики Первого кредитного бюро, ссылаясь на отчет Бюро нацстатистики, которое, как подчеркивают специалисты, впервые добавило в публикуемые данные новый тип услуг. Так, в 2024 году выборочное обследование юрлиц и ИП в сфере коммерческих услуг показало сумму в 5,9 млрд тенге: столько принесла SMM-специалистам их деятельность. Правда эта цифра указана без объема услуг ненаблюдаемого сектора экономики: стоимость оказанных услуг учитывается в текущих ценах без налога на добавленную стоимость, уточняют аналитики.
«Поскольку обследование охватило не все субъекты бизнеса, а только часть, сложно сказать, в какой мере приведенная оценка отражает объемы соответствующего рынка. При этом не уточняется, сколько конкретно условных SMM-агентств отчиталось перед статистическим ведомством — сведения по охвату выборки приводятся без подробной детализации», — уточняют в ПКБ.
При этом аналитики отмечают, что, общее число попавших под наблюдение компаний с основным видом деятельности «Офисное административное и вспомогательное обслуживание» (код ОКЭД 82), куда относится и SMM-продвижение, составило 2,7 тыс. ед. Это обширный диапазон специализаций — от обработки поступающих телефонных звонков до организации конференций.
«Согласно имеющимся данным, основной спрос на услуги по продвижению в соцсетях формируют предприятия (включая ИП) — 5,5 млрд из 5,9 млрд тенге (93%). Населению, соответственно, принадлежат остальные 0,4 млрд тенге, или 7%», — подсчитали аналитики.

Что касается регионального аспекта, здесь, по данным статистиков, более трети общего объема SMM-услуг приходится на Алматы — 2 млрд тенге. 21% дополнительно обеспечила Атырауская область (1,3 млрд тенге). Третье место с 16% заняла Карагандинская область — 0,9 млрд тенге. Два оставшихся крупных мегаполиса, Астана и Шымкент, почти в равных пропорциях сформировали без малого четверть всей суммы (1,4 млрд тенге).
«Кстати, данные по SMM-услугам — не единственные, что по итогам 2024 года впервые появились в отчете официальной статистики. Помимо прочего, в нем теперь можно увидеть, какую сумму заработали компании, оказывающие услуги мобилографов, — 267,1 млн тенге, а также блогеров — 767,3 тыс. тенге. Правда, не стоит забывать, что речь по-прежнему идет о результатах выборочного обследования, не охватывающего абсолютно все субъекты бизнеса», — резюмировали в ПКБ.