Как восстановить технологическое лидерство Европы
Европейцы сделали «все возможное, чтобы инновации оставались на низком уровне»
ПАРИЖ — За минувшие десятилетия Евросоюз утратил роль глобального технологического игрока, превратившись в пассивного потребителя технологий, которые создаются в других странах. Сегодня 80% технологий и услуг, которые нужны Европе для цифровой трансформации, разработаны и сделаны за ее пределами — в основном в США и Китае. Потребительский менталитет так глубоко укоренился, что начал влиять на философию наших законов: целью регулирования техносектора, включая законы «О цифровых услугах» и «О цифровых рынках», стала защита европейцев как потребителей путем обеспечения нашей безопасности в интернете и поддержки честной конкуренции.
Надо признать, что эти законы обеспечивают сильную защиту гражданам ЕС и даже послужили образцом для антимонопольной политики и норм интернет-безопасности в мире. Превосходство в сфере регулирования стало фирменным знаком Европы. Но без сопутствующей инновационной политики и без оценки того, насколько наше регулирование ей помогает или мешает, мы рискуем превратиться в простых зрителей глобальной технологической гонки, особенно в сфере искусственного интеллекта (ИИ).
Несмотря на сделки, объявленные в начале года на саммите AI Action в Париже, общий объем прямых иностранных инвестиций в Европу в 2024 году упал до самого низкого уровня за девять лет, причем во Франции и Германии темпы снижения оказались двузначными. Этот спад сопровождается и другими тревожными тенденциями: доля ЕС на мировом рынке информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) упала с 21,8% в 2013 году до 11,3% в 2022 году.
Европейцы слишком долго пассивно пользовались тем, что в Кремниевой долине готовы рисковать, а в Шэньчжэне умеют хорошо производить. Но это был не бесплатный сыр. Как выразился бывший президент Европейского центробанка Марио Драги, опубликовавший в 2024 году важнейший доклад о конкурентоспособности Европы, европейцы сделали «все возможное, чтобы инновации оставались на низком уровне».
Европе нужно не просто догонять Америку и Китай, а намного больше. Чтобы вернуть себе место в мировой техноотрасли, ей нужно срочно и кардинально пересмотреть свои подходы к автономности, альянсам, регулированию и лидерству.
Для этого требуется хорошо продуманная стратегия. Цель — гарантировать нашу безопасность путем наращивания собственного базового потенциала, а не стремиться к технологической автаркии или автономности в изоляции. Нет смысла активно инвестировать в технологии, которые трудно масштабировать или экспортировать. Недавние попытки создать доморощенный облачный сервис или альтернативу поиску Google мотивировались, прежде всего, стремлением к технологической независимости; но они не увенчались успехом, несмотря на сильную политическую поддержку. В будущем коммерческую жизнеспособность подобных проектов надо будет подвергать стресс-тестам до того, как они начнут поглощать слишком много времени и ресурсов.
Крайне важен вопрос стратегической взаимозависимости, особенно когда речь заходит о критической инфраструктуре — физической и цифровой. Например, сегодня ни одна страна не сможет выдержать внезапную приостановку цифровых платежей. Именно поэтому в секторе платежей уже давно используется «кобейджинг», когда несколько платежных брендов используют один и тот же платежный инструмент. Аналогичные модели объединения ответственности встречаются и в другие отраслях (подводные кабели, низкоорбитальные спутники, полупроводники, энергетика, термоядерный синтез).
Однако для расширения таких партнерств нужно равное игровое поле — так, чтобы все участники могли использовать имеющиеся технологические компоненты. Например, немецкий стартап по производству дронов Helsing использует большие языковые модели с открытым кодом, которые разрабатывает компания Mistral, французский лидер в сфере ИИ. Благодаря этой синергии компания Helsing недавно открыла фабрику, чья первоначальная мощность превышает тысячу ИИ-дронов в месяц.
Кроме того, мы, европейцы, должны признать наши недостатки. Драги и бывший премьер-министр Италии Энрико Летта (автор значительного доклада об укреплении европейского единого рынка) предупреждают, что нынешние подходы к применению цифрового законодательства в ЕС обременительны для небольших инноваторов. Если внести больше ясности, простоты и предсказуемости в нашу правовую базу для работы техносектора, это укрепит общий рынок, привлечет талантливые кадры и инвестиции обратно в Европу. Речь идет не о выхолащивании законов, защищающих конфиденциальность или авторское право, а о создании нормативной среды, которая усилит и обезопасит участников рынка.
Между тем работа по защите людей в цифровой сфере весьма далека от завершения, учитывая, что во всем мире у детей до сих пор нет всесторонней защиты в онлайне. Гармонизация европейской инновационной политики с защитой фундаментальных прав будет оставаться одним из приоритетов. Но Европа не сможет использовать свою силу дипломатии и регулирования, если у нее не будет чемпионов в сфере технологий, способных формировать цифровые продукты, услуги и рынки на глобальном уровне.
И здесь важную агитационную роль могла бы сыграть коалиция компаний-единомышленников из ЕС и других стран, разделяющих европейские ценности. Нам надо показать, что генеративный ИИ может открыть широкие возможности, но только в том случае, если он будет применяться с соблюдением прав человека и интересов трудящихся. Нам также надо установить технологические и правовые рамки, которые будут способствовать укреплению равенства и плюрализма в нашем многоязычном обществе.
Перед нами большие задачи и возможности. Для успеха отраслевые лидеры и политические власти должны тесно сотрудничать с гражданским обществом, университетами, профсоюзами. Еще не поздно вернуть Европе статус мирового лидера в сфере технологий и инноваций, и мы знаем, как это сделать. Самый важный шаг — изменить менталитет.