Как компании извлекают реальную выгоду из внедрения ИИ
И что нужно делать тем, кто еще не научился этому

Несмотря на оптимистичный настрой бизнес-лидеров по поводу перспектив внедрения искусственного интеллекта (ИИ), многие компании еще не научились извлекать из этой технологии реальную ценность. Согласно данным недавнего исследования The Boston Consulting Group (BCG), всего 22 % компаний продвинулись дальше пилотных проектов в области ИИ и всего 4 % научились извлекать из ИИ выгоду.
При этом ожидания от ИИ как никогда высоки. Более четверти опрошенных экспертами BCG компаний ожидают, что внедрение ИИ к 2027 году позволит им сократить расходы на 45 % и увеличить выручку на 60 %. Уже по итогам 2024 года ведущие в плане внедрения ИИ компании ожидают сократить операционные расходы на 5 % и увеличить прибыль на столько же. Как компании извлекают реальную выгоду из внедрения ИИ и что нужно делать тем, кто еще не научился этого делать? На эти вопросы попытались ответить аналитики BCG.
Согласно результатам исследования BCG, в котором приняло участие более 1 тыс. компаний из разных стран, 74 % респондентов не ощутили добавочной стоимости от применения ИИ. В основном эту технологию используют вспомогательно, для автоматизации базовых процессов в HR-, IT- и юридических департаментах. Для достижения ощутимого эффекта этого мало, утверждают в BCG. Компании, которые могут похвастать снижением операционных расходов, не просто пробуют возможности ИИ в отдельно взятых областях, а перестраивают бизнес-процессы на основе новой технологии. Научно-исследовательская деятельность, продажи, маркетинг, работа с клиентами — все эти и другие сферы становятся полем для экспериментов с ИИ. Это позволяет ведущим в плане внедрения ИИ компаниям не только выявлять возможности новой технологии, но и масштабировать ее. Один крупный химический концерн намерен увеличить свою стоимость на $500 млн за счет полной трансформации на основе ИИ.

Лидеры по внедрению ИИ превосходят остальные компании из исследования BCG по многим финансовым показателям. В последние три года доходы лидеров росли на 50 % быстрее, чем доходы конкурентов. Акционеры компаний-лидеров заработали на 60 % больше, чем владельцы акций других компаний из исследования BCG. Лидеры по внедрению ИИ также превосходят конкурентов по нефинансовым показателям: числу поданных патентов, уровню психологического комфорта сотрудников и общему самочувствию бизнеса. Объединяет успешно использующие ИИ компании готовность инвестировать не столько в развитие технологий, сколько в профессиональный рост персонала. Они следуют правилу вкладывать 10 % своих ресурсов в алгоритмы, 20 % — в технологии и данные и 70 % — в людей и выстраивание бизнес-процессов.
Не все адепты ИИ работают в технологическом секторе, отмечают в BCG. Более половины компаний, опрошенных BCG и активно внедряющих ИИ, — представители традиционных секторов бизнеса. При этом технологические компании значительно обгоняют другие бизнесы с точки зрения успешного использования ИИ. Среди финтехкомпаний реальных результатов во внедрении ИИ добились 49 % респондентов, среди разработчиков ПО — 46 %.
Влияние ИИ, однако, распространяется и за пределы технологического сектора. В одном из крупных автоконцернов ИИ используется для составления и корректировки тендерной документации, что помогает улучшить качество документов и способствует большей согласованности между департаментами. Кроме того, внедрение ИИ помогло этому концерну на 50 % сократить время, затрачиваемое на анализ предложений конкурентов.
Исследование BCG еще раз высветило важность инвестиций в человеческий капитал. Основная часть опрошенных считает, что проблемы во внедрении ИИ зачастую вызваны не техническими неполадками, а нехваткой кадров. Слишком часто компании отдают приоритет техническим вопросам, забывая о важности создания условий для профессионального роста сотрудников. Именно эта ошибка, считают в BCG, не дает большинству бизнесов достичь желаемых результатов.
Оценив подходы к внедрению ИИ в ведущих компаниях, эксперты BCG определили несколько правил, которых следует придерживаться, чтобы научиться извлекать выгоду от применения ИИ.
Во-первых, необходимо определить стратегические цели внедрения ИИ и следовать им на протяжении заданного периода. Во-вторых, нужно внедрять ИИ сбалансированно, чтобы опробовать эту технологию в оптимизации бизнес-процессов, моделировании сценариев развития компании и разработке новых продуктов.
В-третьих, эксперты BCG рекомендуют испытать ИИ в пилотном режиме, сосредоточившись на нескольких высокорентабельных и легко реализуемых инициативах. В-четвертых, прежде чем переходить к широкомасштабному внедрению этой технологии, необходимо убедиться в наличии необходимой инфраструктуры, обратив особое внимание на возможности интеграции ИИ с существующими IT-системами и базами данных.
Разумеется, для успешного внедрения ИИ вам необходимо трезво оценивать возможности вашей компании и понимать, в чем ее слабые стороны. Главное, о чем напоминают эксперты BCG, — инвестировать не только в саму технологию, но и в людей, которые будут эту технологию использовать. В конце концов, именно кадры имеют решающее значение для успеха той или иной инициативы.