Цифровая трансформация логистики: что работает, а что остаётся на бумаге
Как бизнес в регионах Казахстана использует цифровые инструменты

Цифровая трансформация в логистике обещает революцию: автоматизация процессов, снижение издержек, повышение скорости доставки и прозрачности цепочек поставок. Однако реальность зачастую расходится с громкими заявлениями интеграторов. Какие технологии действительно приносят пользу, а какие остаются лишь на уровне презентаций? Жубаныш Мустафин, директор компании Greenlight, регионального лидера в области цифровых решений для доставки и управления потоками в Западном Казахстане, рассказывает о том, как цифровые инструменты изменили логистику, какие метрики подтверждают их эффективность и где кроются подводные камни.
Реальная автоматизация: что работает
Компания Greenlight, базирующаяся в Актау, обслуживает пять городов Мангистауской области, обрабатывая в среднем 5-7 тысяч заказов в день.
«Мы начинали с 50 заказов в день, а сейчас обрабатываем до 7 тысяч заказов в пик. Это стало возможным благодаря автоматизации», — говорит Жубаныш Мустафин.
Greenlight использует цифровую платформу, интегрированную с маркетплейсом Kaspi, которая автоматизирует весь цикл обработки заказов — от поступления заявки до доставки товара клиенту.
«Когда клиент делает заказ, номер генерируется автоматически. Продавцы распечатывают штрих-коды, мы сканируем их терминалами сбора данных (ТСД), и информация сразу фиксируется в системе», — объясняет Мустафин. По его словам, это позволяет сократить время обработки заказа до суток: если товар поступает до 12:00, он доставляется в тот же день.
По данным компании, использование ТСД и цифровых дашбордов сократило количество ошибок при приемке и выдаче товаров на 90%.
«Все происходит под видеонаблюдением, каждая утеря фиксируется, а претензии, например, по поврежденным товарам решаются с помощью видео», — добавляет Жубаныш Мустафин.
Это подтверждают отраслевые исследования Pitchbook Data: внедрение систем управления транспортом (TMS) и электронного документооборота (ЭДО) снижает операционные ошибки на 20-40% и ускоряет доставку на 15-30%.
Как подчеркивает предприниматель, на складе Greenlight товары не задерживаются.
«Как только грузовик заезжает на склад, мы его разгружаем, сразу сортируем товары у входа с помощью ТСД. Товары ставятся в зону, а курьеры забирают их в тот же день», — рассказывает Мустафин.
В компании используют 15 терминалов сбора данных (10 в Актау, два в Жанаозене, один в Бейнеу и два в Актобе), которые справляются с 5-7 тысячами заказов ежедневно. Это позволяет поддерживать своевременность доставки на уровне 98%, что выше требований платформы Kaspi (94-96%).
Переход от ручной обработки к автоматизированной системе увеличил выкуп заказов на 20%, так как клиенты получают товары быстрее и без ошибок.
«Раньше мы много делали вручную: созванивались с клиентом, искали машины, передавали номера таксистов заказчикам. Теперь все управляется через приложение — клиент подтверждает получение, и сделка закрывается», — отмечает Мустафин.
Greenlight оснащает свои машины («газели» и грузовики марки JAC) системами GPS-навигации.
«Мы видим, где находится каждая машина, в режиме реального времени», — подчеркивает бизнесмен. Это позволяет оптимизировать маршруты и доставлять грузы на расстояние до 450 км (Актау - Бейнеу) и 170 км (Актау - Жанаозен) с минимальными задержками. В среднем компания отправляет 3-5 «газелей» из Актобе и по одной в Жанаозен и Бейнеу ежедневно, перевозя 2-4 тонны грузов.
Что не работает: обещания vs реальность
Несмотря на успехи, Жубаныш предостерегает от слепой веры в цифровые решения.
«Многие интеграторы обещают, что их системы решат все проблемы, но без адаптации под местную специфику рынка это не работает», — уверен он.
Например, в Казахстане попытки внедрить сложные платформы, подобные американским (например Onfleet), часто проваливаются из-за низкого спроса на такие приложения.
«В США через такие платформы ищут муверов, смотрят отзывы, рейтинги. У нас же все завязано на Kaspi — клиенты хотят простоты, а не лишних приложений», — объясняет Мустафин.
Еще одна проблема — переоценка возможностей ИИ и IoT.
«Нам предлагали системы с ИИ для прогнозирования спроса, но они требуют огромных данных, которых у региональных компаний часто нет. В итоге ты платишь за дорогую технологию, а результат тот же, что и с простым дашбордом», — делится опытом Жубаныш.
По его словам, в Казахстане автоматизация эффективна только там, где она упрощает конкретные процессы, а не пытается заменить все сразу.
Вызовы и перспективы
Цифровизация логистики в Казахстане началась около пяти лет назад, во время пандемии COVID-19, когда спрос на доставку резко вырос.
«Мы начинали как ИП, вручную организовывая перевозки. Тогда 100 заказов в день считались пиком», — вспоминает предприниматель.
Однако рост объемов требует масштабирования. На одного курьера в Greenlight приходится около 80 заказов в день, а при превышении 100 заказов эффективность падает, что влияет на статистику своевременности. Для масштабирования нужны дополнительные ресурсы.
«Если заказы вырастут до 12-15 тысяч, нам понадобится больше ТСД и сотрудников. Мы заранее закупаем терминалы, когда Kaspi предупреждает о возможном росте заказов», — говорит Мустафин. Стоимость ТСД варьируется от $300 до $500, что сопоставимо с ценой смартфона, но они адаптированы для логистики (например, с лазерными сканерами).
Еще один вызов — обучение персонала. «Автоматизация упрощает жизнь, но сотрудники должны уметь работать с ТСД и дашбордами. Это также требует времени и затрат», — отмечает Жубаныш.
В Greenlight на 5-7 тысяч заказов работает около 100 человек, включая более 60 курьеров и 12 сотрудников в Актау, но при росте объемов штат придется расширять.
Цифровая трансформация логистики в исполнении Greenlight доказывает, что правильно подобранные технологии — ЭДО, ТСД, GPS-навигация и интеграция с популярными платформами-маркетплейсами — могут кратно повысить эффективность. Сокращение ошибок на 90%, рост выкупа на 20% и своевременность доставки на уровне 98% — это реальные результаты, которых удалось достичь за пять лет. Однако Жубаныш Мустафин подчеркивает: «Автоматизация работает, когда она проста и решает конкретные задачи. Сложные системы без адаптации — это просто трата денег».
В Казахстане логистика все еще балансирует между цифрой и реальностью. Простые и надежные решения, такие как ТСД и дашборды, уже изменили отрасль, но для полного перехода к «умной» логистике, как считает бизнесмен, нужны инвестиции в данные, обучение и инфраструктуру. Успех цифровизации во много зависит от баланса между амбициями и прагматизмом.