Как бизнесмены из списка Forbes Kazakhstan тасовали банковскую «колоду»
Крупные сделки 2025 года: от поглощений и SPO до трансформации МФО в банки
Для банковского сектора Казахстана 2025-й стал годом заметных корпоративных изменений. На фоне стабильной работы системы происходили сделки по покупке банков, смене собственников, выходу новых участников и корректировке долей акционеров. Forbes Kazakhstan собрал ключевые события года — от продажи Home Credit Bank и смены владельца Alatau City Bank до транзакций казахстанских игроков за рубежом.
На сегодняшний день банковский сектор Казахстана представлен 23 банками второго уровня, из которых 15 с иностранным участием.
Полный выкуп: смена собственника в Alatau City Bank
Одной из самых заметных корпоративных сделок в банковском сегменте стала смена собственника в Alatau City Bank. В феврале 2025 года № 1 рейтинга 75 богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan (с состоянием $7,1 млрд), совладелец Kaspi.kz Вячеслав Ким подтвердил свое намерение о покупке контрольного пакета акций тогда еще Jusan Bank у Галимжана Есенова (№ 19 в списке богатейших, с состоянием $560 млн). В мае сторонам удалось получить согласие регулятора на смену крупного участника, после чего процесс выкупа оставался формальностью.
В начале июля Jusan Bank официально сменил наименование на Alatau City Bank. А через несколько дней после этого Ким завершил сделку по приобретению 100 % акций уже Alatau City Bank. Сумма публично не раскрывалась. При этом в октябре из открытых данных стало известно, что Ким выкупил у Есенова оставшиеся 20,1 % акций банка за 40,9 млрд тенге (около $79 млн по курсу на дату сделки).
Предполагается, что с новым именем Alatau City Bank будет участвовать в развитии концепции города Алатау, «предлагая всем заинтересованным сторонам свои передовые технологические решения».
Слияния и поглощения: ForteBank и Home Credit Bank
Другим крупным событием 2025 года стала сделка между ForteBank и Home Credit Bank. В июне руководство первого достигло принципиальной договоренности с акционерами последнего о приобретении 100% его акций, что было оформлено совместным публичным сообщением и уведомлением на KASE.
Сделка предполагала получения согласований регуляторов — Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) и Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР). К концу ноября 2025-го данный процесс был завершен. 30 декабря ForteBank довел свою долю участия в уставном капитале Home Credit Bank до контрольного уровня — 100%.
Ранее обе стороны заявляли, что обслуживание клиентов и действующие договоры сохраняются без изменений, а интеграция должна повысить эффективность розничного направления за счет объединения ресурсов банковских платформ. К слову, ForteBank в рамках этой сделки еще приобрел IT-компанию ТОО «HomeITTech», которая была связана с Home Credit Bank и занималась разработкой банковских цифровых решений.
Сумма не разглашалась. Однако из консолидированной финансовой отчетности ForteBank за девять месяцев 2025-го стала известна цена, по которой он приобрел первоначально 26,8 % акций Home Credit Bank, — 46,152 млрд тенге. До этого момента пакет Home Credit Bank принадлежал группе чешских акционеров, где крупные доли были у международного холдинга PPF (со штаб-квартирой в Праге) и возглавляющего его Иржи Шмейца — одного из богатейших бизнесменов Чехии.
Мажоритарным акционером ForteBank является Булат Утемуратов, владеющий 90,92 % акций. В 2025 году он занимал шестое место в рейтинге 75 богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan с состоянием $3,7 млрд.
Появление двух новых игроков
Тем временем на банковском рынке Казахстана в 2025 году появилось два новых игрока.
В июне микрофинансовая организация с южнокорейскими корнями BNK получила банковскую лицензию и начала работу как BNK Commercial Bank. Это первый в истории Казахстана случай трансформации МФО в полноценный банк второго уровня. Сообщалось, что в новом статусе финансовый институт сосредоточится на цифровых сервисах, кредитовании МСБ и автокредитовании.
Согласно порталу eGov.kz, акционером BNK Commercial Bank выступает южнокорейская BNK Capital Co. Компания начала формировать международную финансовую сеть в 2014 году, сосредоточившись на ключевых развивающихся рынках. За это время BNK Capital последовательно вышел в Мьянму, Лаос и Камбоджу, а также в Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан, предложив на этих рынках продукты микрокредитования. Такая география присутствия позволила ему закрепиться в числе ведущих финансовых игроков региона. BNK Capital входит в состав холдинга BNK Financial Group, объединяющего Busan Bank, Kyongnam Bank и четыре инвестиционные компании.
Наряду с этим в августе Агентство по регулированию и развитию финансового рынка выдало лицензию на проведение банковских операций еще одной МФО — KMF. В результате чего она преобразовалась в KMF Bank, который должен сфокусироваться на кредитовании и поддержке малого и среднего предпринимательства, потребительском кредитовании, а также предоставлении иных банковских услуг, в том числе через развитие экосистемы.
Впервые о планах трансформации МФО KMF в банк второго уровня стало известно в августе 2022 года. Согласно информации из аудиторского отчета за 2023 год, микрофинансовая организация собиралась это сделать еще в 2024-м.
По последним данным Казахстанской фондовой биржи, 60,44 % доли в уставном капитале KMF Bank принадлежит корпоративному фонду «KMF-Демеу», 9,9 % — MultiConcept Fund Management S.A., 6,72 % — Legal Owner Emerging Markets B.V., 6,72 % — KAZ Finance B.V., 6,22 % — Legal Owner Triodos Funds B.V. При этом контролирующей стороной для компании является ACDI/VOCA, некоммерческая организация, зарегистрированная в США. Она же единственный учредитель мажоритарного акционера — корпоративного фонда «KMF-Демеу».
Отложенный банк: пример Solva
В 2025 году имела место и неуспешная попытка трансформации МФО в банк. Речь идет о Solva. В 2024 году микрофинансовая организация подавала заявку на добровольную реорганизацию в банк второго уровня, но получила отказ от АРРФР из-за несоответствия требованиям (в том числе капитальным). Это решение регулятора стало серьезным ударом по заявленным планам Solva, которые к тому моменту обсуждались уже не первый год. После чего МФО сосредоточилась на укреплении своих позиций и даже сменила состав правления. Однако от новой подачи документов воздержалась.
Как рассказал Forbes Kazakhstan СЕО Solva Адиль Мухамеджанов, планы по трансформации микрофинансовой организации в БВУ по-прежнему сохраняются. Однако дальнейшие шаги будут напрямую зависеть теперь от нового закона о банках, который вступит в силу в течение 2026 года. По его прогнозам, Solva подаст заявку в АРРФР на получение банковской лицензии в марте–апреле 2026 года, когда документ уже, скорее всего, вступит в силу и будут понятны отдельные пункты, касающиеся требований регулятора к этому процессу.
Структура акционеров Solva на конец 2025 года выглядела следующим образом: ТОО «Solva Capital» с долей участия 74,92 %, ТОО «Solva Group Ltd» с долей 12,98 %, частная компания с египетскими корнями Neo Crystal Holdings Ltd с долей 11,98 %.
Как менялась структура собственности банков
В 2025 году в ряде банков также произошли хоть и незначительные, но все-таки изменения долей, зафиксированные через биржевые сделки, вторичные продажи акций и корпоративные транзакции.
Так, в ноябре Halyk Bank и его основной акционер — холдинговая группа «Алмэкс» (принадлежит Тимуру и Динаре Кулибаевым) объявили о начале рыночного размещения и процедуры букбилдинга для международных и казахстанских ин-весторов. После чего «Алмэкс» провел публичную продажу части своего контрольного пакета (SPO), разместив 121,8 млн простых акций и 17,6 млн GDR на внутреннем и международном рынках. За эти бумаги холдинговая группа выручила около $475,4 млн, сократив свою долю по простым акциям в Halyk Bank с почти 69,5 до 62 %, при этом оставив контроль над банком.
Также в прошлом году претерпела изменения структура собственников Нурбанка. Во втором квартале в составе акционеров этого финансового института появился новый участник — Марко Блануши, который выкупил 9,98 % простых акций у мажоритарного акционера — ТОО «JP Finance Group», конечным владельцем является Эльдар Сарсенов (семья Сарсеновых — № 9 рейтинга 75 бо-гатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan с состоянием $980 млн). С чем связано такое решение, в банке не уточняют. Но пока ясно одно: Нурбанк получил нового крупного миноритария, не изменяя контроля главного акционера.
В составе акционеров других казахстанских банков в 2025 году публичных сделок, меняющих контроль, не проводилось.
Kaspi Group JSC продолжает контролировать более 86 % акций банка Kaspi Bank (конечными акционерами Kaspi Group JSC являются фонды Baring Vostok, Михаил Ломтадзе и Вячеслав Ким, которые через Kaspi Group удерживают полный контроль над банком). На протяжении года Бахытбек Байсеитов (№ 16 рейтинга 75 богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan) контролировал 51,76 % простых акций Банка ЦентрКредит, а Владислав Ли (№ 63 рейтинга 75 богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan) — 11,92 %. Bank RBK сохранил контроль мажоритарного акционера ТОО «КСС Финанс», конечным бенефициаром которого является Владимир Ким (№ 3 рейтинга 75 богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan) с долей 89,8 %, вторым держателем продолжает значиться председатель правления банка Наталья Акентьева с 6,5 %. Евразийский банк остается на 100 % под контролем Евразийской финансовой компании.
То же самое касается иностранных банков — структуры их собственников оставались в течение года неизменными.
Когда банки выходят за пределы банков
2025 год также ознаменовался несколькими важными внешними сделками, которые выходили за рамки классических банковских операций.
Одним из самых заметных корпоративных шагов в прошлом году стала сделка Halyk Bank с узбекской финтех-компанией Click, официально анонсированная в июле. В рамках соглашения Halyk Bank обязался приобрести 49 % акций Click за $176,4 млн (примерно 96,6 млрд тенге по курсу на момент сделки), а акционеры Click одновременно — 49 % акций Tenge Bank, узбекской «дочки» Halyk Bank, за $60,76 млн. В октябре стороны получили разрешение Агентства по регулированию и развитию финансового рынка на проведение сделки.
Наряду с этим в начале 2025 года связанный с Kaspi Bank финтех-холдинг Kaspi.kz объявил о завершении сделки по приобретению 40 000 000 акций класса A и 173 246 220 акций класса B компании D-Market Electronic Services & Trading (Hepsiburada) в соответствии с Соглашением о покупке акций, заключенным 17 октября 2024 года между Kaspi.kz и продающей стороной, включая Ханзаде Догана, основателя и контролирующего акционера Hepsiburada, Вуслата Догана Сабанджи, Бегюма Догана Фараляли, Арзухана Догана Ялчиндага и Исила Догана. Сделка оценивалась в $1,13 млрд и предполагала покупку 65,41 % пакета акций Hepsiburada. По условиям соглашения оплата должна была производиться двумя траншами: $600 млн сразу после закрытия и оставшиеся $526,9 млн — в течение последующих шести месяцев. В июле Kaspi полностью рассчитался за турецкий маркетплейс.