Как Аскар Байтасов превращает свою ресторанную группу в IT-компанию
Известный ресторатор вложил $2 млн в разработку собственных IT-продуктов — мобильное приложение abr+ и цифровую управленческую платформу для ресторанного бизнеса Beast

В ближайшую пару лет ресторанная группа abr Аскара Байтасова планирует вложить в «цифру» еще около $3 млн. И результаты есть уже сегодня: приложение abr+ скачали свыше 300 тыс. казахстанцев, ежемесячно им пользуется около 100 тыс. человек и более 70 % счетов в ресторанах группы оплачивается с помощью этого приложения. «Мы создали то, чего больше ни у кого нет и не будет. Мы уникальны», — утверждает Аскар Байтасов, основатель сети заведений abr.
Форсированное развитие
Толчком к созданию собственных цифровых платформ стала пандемия, особенно начальная ее стадия, когда абсолютное большинство объектов общественного питания было закрыто на карантин. Единственной возможностью для выживания стали заказы еды через сервисы доставок. Группа abr еще до пандемии подготовила двухлетний план по развитию собственных цифровых сервисов, однако, когда наступил локдаун, процесс цифровизации пришлось резко ускорить.
«Нам пришлось форсировать эти события. Мы стали гораздо активнее работать над собственным приложением и уже в начале осени 2020 года запустили его. Изначально речь шла только о доставке и программе лояльности, но уже в ходе работы над приложением мы поняли, что нам нужно переосмыслить всю нашу диджитал-стратегию. Стало ясно, какие перспективы мы можем открыть, развивая цифровые продукты. Мы поняли, что IT-решения могут стать весомым преимуществом в конкурентной борьбе по взаимодействию с гостями», — вспоминает Аскар Байтасов.
После окончания пандемии ресторатор собрал собственную команду разработчиков abr tech, которая создает цифровые продукты не только для его сети ресторанов, но и для всего рынка HoReCa.
«Когда мы приступили к реализации наших планов, поняли, что нет смысла искать кого-либо на аутсорсе. Потому что сторонняя компания просто не сможет сделать то, что мы хотим. Поэтому мы создали собственную компанию abr tech, в которую сегодня входит 35–40 разработчиков. Затраты abr tech обходятся нам примерно в 60 млн тенге в месяц. Всего мы вложили уже около $2 млн. Думаю, что в ближайшие два-три года мы доведем общую сумму затрат на наши цифровые продукты до $5 млн», — говорит бизнесмен.
Команда разработчиков основное внимание уделяет трем направлениям: мобильное приложение abr+, которое работает только для группы abr; платформа Beast — цифровой управленческий модуль для ресторанного бизнеса, которым пользуются не только рестораны abr, но и партнеры; Beast Mobile — упрощенная версия abr+, которой пользуются партнеры.
С помощью мобильного приложения abr+ пользователи могут забронировать столик, оплатить счет и чаевые, оформить доставку еды, оценить работу официанта, оставить свои отзывы и получить бонусы за покупки.
«Приложение abr+ скачали около 300 тыс. казахстанцев. В среднем ежемесячно им пользуются чуть более 100 тыс. человек. Свыше 70 % гостей оплачивают свои заказы с помощью нашего приложения, 65 % всех пользователей оформляют доставку еды с помощью abr+. 70 % гостей бронируют рестораны через наше приложение. Сегодня нашим гостям не нужно носить с собой ничего, кроме смартфона. Это одно из самых высоких проникновений мобильных приложений в нашей индустрии. Не только в Казахстане, но и в мире. Ни одна сеть ресторанов не может похвастать такими результатами. Честно говоря, я не вижу такого же кейса, как у нас, чтобы на базе ресторанной компании строилась собственная IT-инфраструктура», — подчеркивает ресторатор.
Платформа Beast предназначена для управления рестораном или сетью заведений. На дашбордах платформы менеджер или владелец в режиме реального времени может увидеть все цифры, которые только могут быть доступны: средний чек заказа, сколько гостей находится в заведении сейчас, сколько посетителей было за последние сутки, неделю, месяц, отзывы гостей. Также в ПО есть и отдельный раздел для оцифрованных бизнес-процессов: документооборот, аудит, сервисные службы и так далее.
«К этой платформе мы присоединяем не только собственные объекты, но и рестораны, не входящие в нашу группу. Мы предоставляем эту платформу, интегрируя ее с уже существующим софтом, позволяя контролировать три важных блока: управление гостевой базой, управление бизнесом и при необходимости — управление доставкой. За это берем ежемесячную фиксированную абонентскую плату. Это также уникальный продукт в нашей сфере, который значительно облегчает ведение бизнеса, существенно увеличивая объем выручки», — считает собеседник.
Foodtech и lifestyle-экосистема
Бизнесмен поделился планами по превращению abr+ в агрегатор, в котором жителям и гостям Алматы будут предоставлены сразу два направления: foodtech и lifestyle.
Концепция foodtech основывается на двух категориях товаров: уже приготовленная еда и продукты питания. Разработчики планируют подключить к abr+ магазины, супермаркеты и рестораны (в том числе партнерские), а также фермерские площадки.
«Эта концепция позволит пользователям полностью закрыть вопрос питания. Они смогут заказать через наше приложение как продукты, так и готовую еду. Более того, мы можем предоставлять по расписанию здоровое питание, которое мы готовим в наших цехах. Гости сами могут составить собственное меню из широкого ассортимента. Пользователи смогут оформить подписку по доставке здорового питания как на целый день, так и на разовый прием пищи. Например, если вы каждый день в обед выбираете греческий салат из Spiros, то вы можете оформить на него подписку, и вам будут привозить этот салат наши курьеры ежедневно в обозначенное время», — анонсировал новый продукт ресторатор.
Еще одной «фишкой» концепции foodtech является установка в крупных бизнес-центрах витрин еды — аналог вендинговых автоматов, в которых будут продаваться контейнеры с готовыми блюдами.
«Допустим, вы находитесь в Esentai Mall и захотели перекусить, но у вас нет свободного времени на поход в ресторан. Вы можете в этой витрине купить контейнер со свежей готовой едой, расплатившись через QR-код с помощью abr+. Есть и еще один плюс этой концепции. Если вы хотите поесть определенное блюдо в обед, но его нет в этой витрине, вы можете его заказать через наше приложение, а курьер в самый короткий срок привезет его и загрузит в аппарат. Вам нет смысла лично встречать курьера, вы можете забрать еду в любое удобное для вас время из витрины», — привел пример Аскар Байтасов.
Не менее интересной выглядит концепция создания на базе приложения abr+ lifestyle-экосистемы. Здесь пользователям будут доступны билеты в кино, театры и на концерты, походы в горы, лыжные катания, иные досуговые развлечения. Бизнесмен считает, что алматинцы свободное время или выходные дни в основном проводят в походах в магазины, ТРЦ, кино и театры, на концерты, гуляют в парках или в горах, а в обед или вечером посещают кафе и рестораны. Так или иначе все замыкается на еде, утверждает собеседник.
«В abr+ вы сможете себе составить программу на день. Система будет делать вам персонализированные предложения на базе ваших предыдущих покупок и трат. Например, на утро abr+ предложит вам хайкинг-тур в горы, а спустившись, вы можете зайти в наш ресторан Auyl, который лежит на вашем обратном маршруте, и мы вам забронируем столик. После обеда вы поедете в кинотеатр в Dostyk Plaza, и в нашем приложении будет доступна покупка билета на подходящий сеанс. После фильма вы сможете зайти в Luckee Yu, потому что мы знаем, что вы любите азиатскую кухню… Мы хотим не просто предоставить клиентам возможность выбора досуга, а еще и проработать для него программу. Порой — и мы все с этим сталкиваемся — самому выбирать не хочется, нужен какой-либо толчок. Мы облегчаем задачу, подталкивая пользователя к определенному выбору, но не настаивая на нем», — говорит бизнесмен.
На очереди — Астана и Ташкент
Как заявляет Аскар Байтасов, реализацию концепций foodtech и lifestyle серьезно упрощает наличие собственной инфраструктуры, которая является несомненным козырем.
«Сегодня у нас в группе около 50 ресторанов, и мы планируем увеличить это число только в Алматы до 70–75 в ближайшую пару лет: в 2024 году мы построим 11 объектов, в 2025-м — еще до 15 ресторанов. На 2026–2028 годы у нас планы по примерно такому же расширению. Всего у нас в сети будет до 100 объектов. Мы хотим, чтобы у гостей был максимальный выбор. Но мы не говорим, что им нужно посещать только наши заведения. Да, сегодня наша основа — это рестораны, и мы им уделяем и будем уделять много внимания. Но мы хотим рано или поздно превратиться в IT-компанию гибридного формата. У нас уже есть собственная физическая инфраструктура, наши объекты. Но также у нас будут и другие бизнесы, с которыми мы будем сотрудничать онлайн. Не только рестораны и бары, но и объекты с качественными продуктами и услугами, которые подходят нашей целевой аудитории», — добавляет Аскар Байтасов.
Помимо собственных ресторанов и цехов по производству еды, в группе abr полностью выстроена собственная система логистики, а также работает своя служба курьеров. Из сервисов доставки компания сотрудничает только с Yandex.
На реализацию концепции foodtech, по мнению собеседника, уйдет примерно около года. На построение полноценной lifestyle-экосистемы может уйти около двух-трех лет.
В планах также внедрение подписки для пользователей abr+. Ее стоимость $4–5 в месяц. Взамен клиенты будут получать повышенный кешбэк, бесплатную доставку еды и продуктов питания, бесплатное бронирование столиков в ресторанах, иные привилегии.
Как считает бизнесмен, Алматы для его компании является тестовой площадкой по полноценному внедрению двух названных выше концепций. А затем настанет черед двух новых рынков: Астаны, в которой abr уже запускает свои сетевые проекты, и Ташкента, где уже в 2025 году ожидается открытие ресторанов «Дареджани» и Del Papa.
«Я считаю, что abr+ может покрыть своей lifestyle-экосистемой три самых крупных города Центральной Азии — Алматы, Астану и Ташкент. В другие города мы самостоятельно пока не хотим идти, только через франшизы. Нам хватит работы и на эти три мегаполиса. Мы делаем уникальную вещь, и это не бахвальство. Оценивая рынки других стран, мы видим, что там ничего подобного и близко нет. Уверен, что во всем нашем регионе не будет равных нашему продукту — потому что создавать аналог слишком дорого и уже поздно. Ни у кого нет и такой инфраструктуры, как у нас, а мы создаем такие вещи просто в силу нашей большой стартовой базы», — уверен Аскар Байтасов.