Глобальная экспансия Китая: как меняется вектор прямых иностранных инвестиций

Даже «зелёные» инвестиции могут приносить как выгоды, так и риски

Си Цзиньпин в Астане, 2025
Новый этап глобальной экономической экспансии Китая отличается от инициативы председателя Си Цзиньпина «Пояс и путь»
Фото: Акорда

НЬЮ-ДЕЛИ — Несмотря на то, что протекционистская торговая политика президента США Дональда Трампа доминирует в новостных заголовках, это далеко не единственная сила, формирующая мировое производство. Новые инвестиционные модели изменили глобальный экономический ландшафт задолго до тарифов Трампа.

Нигде это не проявляется так ярко, как в потоках прямых иностранных инвестиций. Согласно последнему отчету о мировых инвестициях, подготовленному Организацией Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), в 2024 году приток ПИИ в Европу, Южную Америку и большую часть Азии сократится. Напротив, приток ПИИ в Африку вырос на 75%, до $97 млрд, а в Юго-Восточную Азию — на 10%, до $225 млрд.

За этими тенденциями стоит более широкая реструктуризация транснациональных цепочек поставок, которые неуклонно смещаются в сторону Юго-Восточной Азии, Восточной Европы и Центральной Америки. Соответственно, меняется и структура ПИИ: в то время как США, Япония и Китай остаются крупнейшими внешними инвесторами, Ближний Восток стал одним из основных источников ПИИ.

Получая доходы от продажи нефти, страны Совета сотрудничества стран Персидского залива (ССАГПЗ) — Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты — в 2022 и 2023 годах инвестировали в Африку около $113 млрд, резко расширив свое экономическое присутствие на континенте. Большая часть этого капитала была направлена на логистические и инфраструктурные проекты, такие как порты, аэропорты и транспортные сети, а также на добычу нефти и газа.

Однако центр тяжести стремительно смещается в сторону Китая, особенно когда речь идет о «зеленых» инвестициях.

Новый отчет Лаборатории промышленной политики Net Zero освещает масштабы китайских внешних ПИИ, показывая, как продвижение Китая в области экологически чистой энергии усиливает его экономическое влияние. Опираясь на базу данных 461 проекта по производству экологически чистых технологий при поддержке Китая, о которых было объявлено в период с 2011 по середину 2025 года, авторы доклада обнаружили, что с 2022 года китайские компании инвестировали более $220 млрд в 387 проектов в 54 странах. Среди них — солнечные и ветряные электростанции, крупные аккумуляторные заводы, транспортные средства на новых источниках энергии, зарядная инфраструктура и даже стартапы на ранних стадиях производства зеленого водорода.

Согласно отчету, китайские инвестиции во многом обусловлены поиском компаниями доступа на рынок и надежных поставок сырья. Хотя страны АСЕАН остаются ведущим направлением для таких проектов, доля Ближнего Востока и Северной Африки резко возросла и превысила 20% в 2024 году; Латинская Америка и Центральная Азия также привлекли значительную долю китайских ПИИ. Важно отметить, что эту волну китайских ПИИ возглавляют не государственные предприятия, а частные компании, которые не полагаются ни на крупные кредиты государственных банков, ни на субсидии правительств принимающих стран. Как заметил один из авторов исследования, «китайские правительственные чиновники, возможно, сами не знают о полном спектре и совокупном объеме этих «зеленых» инвестиций частного сектора за рубежом».

В совокупности эти события свидетельствуют о новом этапе глобальной экономической экспансии Китая. В отличие от государственной инициативы председателя КНР Си Цзиньпина «Пояс и путь», инвестиции, ориентированные на получение прибыли, отражают как давление со стороны предложения — например, избыток промышленных мощностей в Китае, — так и динамику спроса, причем страны-получатели все чаще связывают доступ на рынок с переработкой добавленной стоимости, а не с добычей природных ресурсов.

Учитывая, что полное влияние этих проектов станет ясно только через несколько лет, многие наблюдатели, особенно в странах с развитой экономикой, могут быть застигнуты врасплох. В то время как китайский экспорт и инвестиции в добычу часто рассматривались как угроза индустриализации в странах-реципиентах, нынешняя волна ПИИ в обрабатывающую промышленность имеет потенциал для укрепления внутреннего производства, создания рабочих мест и содействия более широким целям развития. Даже ограниченная передача технологий может оказаться преобразующей, ускорив переход к чистой энергетике и изменив глобальную торговлю.

Разумеется, Китай не занимается благотворительностью. ПИИ — будь то с Запада, из Китая или стран Персидского залива — ориентированы на получение прибыли, а иногда и на поиск ренты. Они могут приносить значительные выгоды, но несут и риски: деградация окружающей среды, перемещение населения, эксплуатация рабочей силы, валютные потери при репатриации прибыли, дорогостоящие технические сборы или роялти. А когда ожидаемые связи и побочные эффекты не реализуются, выгоды остаются в значительной степени локализованными.

Как всегда, многое зависит от политики, проводимой принимающими странами. Обнадеживает тот факт, что некоторые развивающиеся страны, ориентированные на экспорт, похоже, извлекли уроки из опыта Индонезии, где правительство заставило китайские компании создавать больше отечественной продукции с добавленной стоимостью (особенно в сфере переработки никеля) в качестве условия для инвестиций. Вдохновившись этим, правительства некоторых стран стремятся предъявить аналогичные требования к иностранным инвесторам, делая больший упор на местное производство и передачу знаний. Например, в Бразилии компания Lenovo, специализирующаяся на бытовой электронике, создала совместный отдел исследований и разработок, чтобы расширить возможности местного цифрового интеллектуального производства.

Однако даже относительный успех Индонезии не привел к повышению реальной заработной платы и улучшению условий труда. Приветствовать ПИИ недостаточно; принимающим странам также необходимо усилить внутреннее регулирование, вмешательство государства и региональное сотрудничество, чтобы обеспечить широкое распространение выгод.

Аналогичное требование лежало в основе Бандунгской конференции 1955 года, проходившей в Индонезии, которая призвала к установлению более справедливого мирового экономического порядка и расширению сотрудничества между странами Азии и Африки. Примечательно, что эта резолюция до сих пор цитируется на китайских правительственных сайтах. Но для выполнения призыва Бандунгской конференции к созданию более справедливого международного экономического порядка требуются не только инвестиции, ориентированные на получение прибыли. Для этого нужны правительства, готовые работать вместе, чтобы развивать рынки, которые служат обществу, а не только акционерам.

© Project Syndicate 1995-2025

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте