Как «большая двадцатка» может ликвидировать глобальный голод
Инструменты решения проблемы уже есть
Приступив в декабре к председательству в «Большой двадцатке» (G20), ЮАР выбрала его тему: «солидарность, равенство и устойчивость». Это не пустой лозунг, а концепция, отражающая принципы, на которые должен опираться любой убедительный международный ответ на начавшийся кризис голода.
Дефицит продовольствия из-за изменения климата, конфликтов и неравенства, усиливается во всём мире. Инструменты решения проблемы уже есть. Задача в том, чтобы мобилизовать политическую волю для действий. Председательство ЮАР в G20 даёт уникальный шанс сделать это.
Ценный пример подаёт Бразилия. За последние два года она сумела избавить 40 млн человек от дефицита продовольствия и покинуть карту мирового голода, составляемую ООН. Для этого администрация президента Луиса Инасиу Лулы да Силвы вернула в силу решения, отменённые его предшественником Жаиром Болсонару, усилила программы школьного питания закупками у мелких фермеров и коренных народов, повысила минимальную зарплату, законодательно признала право на питание.
Ни одна из этих мер не является экспериментальной. Это проверенные, доказанные решения, а их успех показывает, что ликвидация голода зависит не от технических инноваций, а от политической смелости.
В прошлом году, когда Бразилия председательствовала в G20, она постаралась экспортировать свои отечественные достижения, причём особо следует отметить создание Глобального альянса против голода и нищеты. Но ощутимые результаты пока не достигнуты, поскольку многие члены Альянса, особенно многосторонние банки развития (МБР), продолжают выступать за технические, рыночно-ориентированные решения, которые ставят права собственности корпораций выше базовых нужд людей.
Вместо новых инициатив и платформ «Большая двадцатка» должна сделать своим приоритетом консолидацию и расширение программ, уже доказавших свою эффективность. «Механизм гражданского общества и коренных народов» (CSIPM) при Комитете ООН по всемирной продовольственной безопасности (CFS) обеспечивает надёжную и инклюзивную площадку для глобальных дебатов. Что сейчас нужно, так это конкретный политический план, позволяющий прогрессивным лидерам и официальным лицам продвигать политику борьбы с голодом на национальном уровне.
Следует признать, что у ЮАР осталось не так много времени до передачи председательства в G20 Соединенным Штатам — единственной стране этой группы, которая последовательно отказывается признавать право человека на питание. Но за оставшееся время ЮАР ещё может поддержать важнейшие инструменты политики борьбы с голодом.
Среди них следует выделить четыре. Во-первых, госзакупки у местных семейных ферм для школьного питания и продовольственных программ, что улучшает и питание, и доходы на селе. Во-вторых, резервные запасы и механизмы стабилизации цен, которые помогают защитить и потребителей от скачков цен, и доходы фермеров. В-третьих, меры соцзащиты (начиная с прожиточного минимума и денежных выплат и заканчивая общедоступными услугами и обеспечением), которые гарантируют, что домохозяйства могут позволить себе здоровое питание. Наконец, законы, закрепляющие право на питание, помогают привлечь правительства к ответственности в случае их бездействия.
Не менее важно, чтобы лидеры G20 признали: им не нужно отступать перед политическими приоритетами МБР. Благодаря участию в советах директоров этих организаций они уже обладают полномочиями, чтобы перенаправить международную поддержку с экспортно-ориентированного агробизнеса на локальные продовольственные системы и климатическим устойчивые семейные фермы.
Если правительство ЮАР всерьёз настроено создать более справедливую и устойчивую глобальную продовольственную систему, оно должно последовать примеру гражданского общества страны, которое уже давно находится в авангарде борьбы с голодом. Вместо проведения очередного раунда дискуссий на высоком уровне, за которыми мало что последует, ему следует добиваться государственных обязательств, которые останутся в силе после председательства США в G20.
Политики ЮАР, похоже, понимают ставки. На недавнем Саммите ООН по продовольственным системам (UNFSS+4) в Аддис-Абебе министр сельского хозяйства ЮАР Джон Стенхёйзен подтвердил приверженность страны продовольственному суверенитету. В предлагаемом «Национальном плане безопасности продовольствия и питания» агроэкология впервые признаётся как путь повышения экологической устойчивости сельского хозяйства, биоразнообразия и климатической устойчивости. Совету по аграрным исследованиям (ARC) поручено также разработать национальную систему агроэкологии с ориентацией на коренные сельхозкультуры.
Колёса госуправления обычно вращаются медленно, а низовые сообщества не могут позволить себе ждать. Во время пандемии Covid-19 исследователи обнаружили активную сеть из 78 мелких производителей, в основном женщин, которые выращивали широкий ассортимент фруктов и овощей в провинции Квазулу-Натал. Продавая излишки на местном уровне, эти фермеры поддерживали бизнес во всём округе Умгунгундлову — от автолавок и неформальных рыночных прилавков до небольших магазинчиков, школ и муниципальных рынков.
Этот опыт показывает, как локальные продовольственные системы поддерживают и доходы на селе, и население. Голод нельзя победить в конференц-залах; борьба ведётся на кухнях, в школах и на полях. Чтобы его победить, низовых производителей надо обеспечить политической поддержкой и ресурсами для процветания.
«Большая двадцатка» должна решительно взяться за проблему голода, иначе она рискует потерять остатки доверия к себе. ЮАР может возглавить эту работу, сделав приоритетом повестки дня продовольственную справедливость и продемонстрировав, что «солидарность, равенство и устойчивость» — это не абстрактные идеалы, а необходимое условие выживания человечества.
Радж Пател — профессор-исследователь Техасского университета в Остине, член Международной группы экспертов по устойчивым продовольственным системам.
Рефилоэ Жоала — координатор программы продовольственного суверенитета в южноафриканском офисе Фонда Розы Люксембург.