Шатдаун в США: продление субсидий Obamacare сделает медицину еще дороже
Миллионы американцев могут потерять страховку, если Конгресс не примет решение до 1 ноября

ВАШИНГТОН — Сенаторы-демократы откладывают возобновление работы федеральных органов в США, пытаясь продлить срок действия медицинских субсидий, который истекает в конце 2025 года. Президент США Дональд Трамп и лидеры республиканцев, похоже, готовы заключить с демократами сделку о субсидиях, но только после окончания «шатдауна» (приостановка работы госорганов). «Я бы хотел заключить сделку ради великого здравоохранения, — заявил недавно Трамп. — Я республиканец, но хочу видеть здравоохранение, причем намного сильнее, чем демократы».
В данном случае сделка двух партий станет врагом долгосрочного процветания. Не следует мешать истечению срока действия медицинских субсидий.
Согласно закону 2010 года «О доступном здравоохранении» (сокращенно АСА), ключевому медицинскому закону президента США Барака Обамы, получившему название Obamacare, были созданы рыночные площадки, где соответствующие определенным критериям домохозяйства могут покупать полисы медстрахования у частных фирм. Изначально в рамках ACA предоставлялись субсидии, чтобы помочь приобрести страховку домохозяйствам с доходами ниже размера федеральной черты бедности, умноженной на 4. В этом году такое правило ограничивало бы право на получение субсидий семьями из четырех человек с доходом менее $128 600 в год.
Закон Obamacare изначально также ограничивал размер премий медстрахования в зависимости от доходов семьи. Для домохозяйств с доходами ниже черты бедности, увеличенной на 150%, максимальная премия составляла 4,2% доходов, а для домохозяйств с доходами ниже 400% черты бедности — примерно 10% доходов.
В ответ на пандемию Covid-19 конгрессмены-демократы и президент США Джо Байден временно увеличили щедрость этих субсидий. Они отменили критерий отсечения: семьи с доходами выше черты бедности, умноженной на 400%, получили право на субсидии. Администрация Байдена изменила и предельные суммы. Домохозяйства с доходами ниже 150% черты бедности были освобождены от страховых премий, а с доходами 400% черты бедности и выше (спасибо пандемии) платят сумму, не превышающую 8,5% доходов.
Сейчас истекает срок действия именно этих увеличенных субсидий. Поскольку они были задуманы как временная мера для смягчения удара пандемии (уже закончившейся), их действие тоже должно закончиться.
Продление этих субсидий обойдется примерно в $350 млрд в ближайшие десять лет. Это дорогое и неразумное увеличение льготников из среднего класса. По данным Бюджетного управления Конгресса США, примерно треть дополнительных расходов, возникающих из-за продления субсидий, достанутся семьям, чьи доходы как минимум в четыре раза выше уровня бедности. Это семьи из четырех человек с шестизначными зарплатами.
Стоимость медицинского обслуживания — одна из самых больших проблем, стоящих перед правительством США. Но продление истекающего субсидирования сделает здравоохранение еще дороже, а не дешевле. По данным правоцентристской НКО «Американский форум действий» (AAF), которая исследует и анализирует экономические и бюджетные вопросы, в случае продления временных субсидий премии на рынке индивидуальных услуг повысятся из-за дополнительного спроса на медстрахование.
Демократическая партия использует шатдаун как возможность для демонстрации своего желания в обеспечении как можно большего числа американцев доступными медуслугами. Но суть этого политического тупика не только в демонстрации намерений. Демократы боятся возобновлять работу госорганов до завершения переговоров о продлении субсидий, потому что Трамп может передумать или не сможет добиться согласия Палаты представителей.
Поскольку регистрация на биржах ACA должна начаться уже 1 ноября, продление субсидий еще на год не выглядит неразумным шагом. Эта мера позволит предотвратить не только потерю страховки примерно 4 млн человек, но и резкое повышение страховых премий для миллионов других. Однако если Конгресс решит пойти по этому пути, тогда республиканцам следует твердо заявить: только один год, а не два или больше.
Каким бы ни был исход, эта ситуация обнажила две серьезные проблемы в США.
Во-первых, дебаты о здравоохранении слишком сосредоточены на расширении охвата и недостаточно — на сокращении медицинских расходов. Это позволяет избежать трудных вопросов. Пятнадцать лет назад демократы были уверены, что субсидий Obamacare достаточно для обеспечения широкого охвата. Что изменилось?
Есть и более фундаментальные вопросы. Сколько должны платить за медстраховку американские домохозяйства среднего класса? Какой взнос будет справедливым? Если срок повышенных субсидий все же истечет, тогда премия для семьи из четырех человек с доходами $75 тысяч в год, вырастет до $5865. Это на $3368 больше, чем в случае продления субсидий. Конечно, эта семья почувствует увеличение расходов. Но, по моим расчетам, ежегодные медицинские расходы в США в пересчете на домохозяйство равны в среднем $37 тысячам. С этой точки зрения, предлагаемая сделка будет выгодна семье.
Противостояние из-за медстрахования (которое, скорее всего, закончится продлением в том или ином виде срока действия расширенных субсидий) иллюстрирует также трудности борьбы с бюджетным дисбалансом в США. Принято считать, что две главные политические партии страны расходятся в вопросах бюджетной политики, но это нонсенс. Когда речь заходит о налогообложении и расходах, демократы и республиканцы готовы смириться с большим структурным бюджетным дефицитом — до тех пор, пока некое событие не заставит их проводить бюджетно ответственную политику.