Европе нужна стратегия борьбы с поликризисом
Речь идёт, среди прочего, о точках невозврата в изменении климата и снежном коме госдолга
ЖЕНЕВА – Каждый исторический период определяется уникальными проблемами. После Второй мировой войны Европа должна была найти способ покончить с повторяющимися и сравнительно независимыми кризисами рыночных циклов, внутренней политики и великодержавной конкуренции, терзавшей её десятилетиями. На этот вызов она ответила созданием стабильных национальных государств и эффективных систем социальной защиты на фоне сильных европейских и международных структур.
Перейдя рубеж веков, Европа наткнулась на новый вызов: необходимость бороться с крайне сложным поликризисом, включающим широкий ряд взаимосвязанных кризисов. Многие из этих кризисов сами по себе могут оказаться катастрофическими из-за процессов самоусиления и накапливания. Речь идёт, в частности, о точках невозврата в изменении климата и снежном коме госдолга.
Но эти кризисы происходят не в вакууме. Наоборот, сегодняшние взаимосвязанные кризисы усиливают и усугубляют друг друга. Например, демографический кризис дестабилизирует систему соцобеспечения, подрывая экономическое благополучие, что, в свою очередь, приводит к социальным и политическим потрясениям. Значительное и длительное ослабление социально-политической сплоченности может способствовать началу других кризисов (включая нынешний кризис либеральной демократии) и сковывать возможности государств реагировать на остальные угрозы, например, изменение климата.
Общая неспособность дать эффективный ответ на эскалацию поликризиса усиливает у европейской публики чувство надвигающегося апокалипсиса и ощущение нарастающего бессилия. Но с экзистенциальными угрозами, которые над нами нависли (от вооруженных конфликтов до катастрофического изменения климата), можно справиться – не «вернув контроль», как обещают политические лидеры-популисты, а научившись контролировать то, что пока не контролируется.
Наши политические, финансовые и международные организации обычно привязаны к циклическому антикризисному управлению прошлого. Из-за этого они плохо подготовлены к борьбе с нынешним поликризисом, которая требует упорства и гибкости. У Европы имеется дополнительная проблема: её организациям, зависящим от консенсуса, согласованности и компромиссов, трудно примирять узкие, запутанные и разнообразные интересы.
Но хотя Европе остро нужны институциональные преобразования, чтобы справиться с современными экзистенциальными угрозами, она очень хорошо подготовлена к их осуществлению благодаря своему значительному опыту: меняться в ходе кризисов и находить баланс между солидарностью и свободой. Ключом станет разработка чёткой концепции будущего, углубление сотрудничества на важнейших направлениях, разработка новой организационной структуры.
Начнём с концепции. Европе нужна открыто заявленная стратегия борьбы с поликризисом, которая синхронизирует временные горизонты для улучшения краткосрочного антикризисного управления (оно необходимо, чтобы сломать механизмы самоусиления кризисов) и для определения общих долгосрочных целей (это нужно, чтобы поддерживать настрой).
Небольшие, автономные и гибкие подразделения должны отвечать за реализацию этой концепции в сотрудничестве с независимыми игроками (обычно из гражданского общества), которые специализируются на формировании консенсуса, разработке долгосрочных стратегий, мониторинге их реализации и эффекта. Здесь крайне важна культура решительности и подотчётности.
Долгосрочный компонент этой концепции должен отражать амбиции поколений. У Индии есть дорожная карта, как стать развитой страной к 2047 году, то есть к столетию независимости. Китай планирует достичь «национального омоложения» к 2049 году, то есть к столетию Китайской Народной Республики. Европа должна привязать свою стратегию к 2045 году, когда пройдёт 100 лет с тех пор, как она начала всё заново после ужасов Второй мировой войны. Разрабатывая эту новую концепцию, Европа должна обратить внимание на сильные стороны других, в частности, на американскую способность мыслить стратегически. Примером здесь служит работа Агентства оборонных передовых исследовательских проектов (DARPA), которое изучает и создаёт новые технологии.
Второй императив – создание новых надёжных структур для трёх критически важных элементов европейской безопасности: финансы, оборона и соцзащита. Целью новой финансовой архитектуры должно стать увеличение инвестиций в Европу, чтобы повысить производительность и поддержать технологические инновации в важнейших отраслях. Поскольку Европа структурно фрагментирована, и у неё меньше база инвесторов, ей придётся научиться более эффективно распределять капиталы и мобилизовать сбережения. Главной задачей новой Еврокомиссии должно стать завершение создания союза рынков капитала.
Что касается обороны, то здесь война в Украине показала шаткость и медлительность существующей европейской архитектуры. Крайне необходима новая структура, способная осуществлять закупки на континентальном уровне, поддерживать совместимость сил безопасности, обеспечивать технологическое преимущество Европы.
Наконец, новая система социальной защиты должна быть слаженной, бюджетно обоснованной, соответствующей нуждам современных обществ. В последние десятилетия Европа допускала накопление обязательств и дефицита финансирования во многих сферах (включая здравоохранение, жильё, образование и энергетику) из-за отсутствия консенсуса по поводу того, как именно должно выглядеть современное социальное государство. Поскольку защита европейского образа жизни необходима для сохранения долгосрочной социальной солидарности, ситуация не может оставаться неизменной.
Третий ключевой императив Европы, столкнувшейся с поликризисом: разработать новую организационную модель, основанную на гибкости, адаптируемости и субсидиарности. Проблемы должны решаться на том уровне, на котором они возникают. Глобальные проблемы (изменение климата, ядерное распространение, искусственный интеллект, финансовая стабильность) требуют более структурированного международного сотрудничества и регулирования.
Проблемы, которые должны решаться на уровне ЕС, включают обновление экономической модели Европы, повышение производительности и конкурентоспособности, управление торговой политикой. Страны ЕС, со своей стороны, должны развивать солидарность и, вместе с локальными сообществами, заниматься реализацией конкретных решений. Важно также частно-государственное сотрудничество, позволяющее использовать опыт бизнеса, его знания и институциональную способность к адаптации, управлению рисками и реагированию на кризисы. Новая организационная модель должна быть похожей на сеть, а не цепочку, потому что сила сети – в сумме её узлов, а цепочка сильна лишь настолько, насколько сильно её слабейшее звено.
Европа не может себе позволить откладывать действия до следующего шока. Если мы хотим выдержать поликризис, нам понадобятся стратегическое мышление, коллективное лидерство и нестандартные подходы в рамках общей амбициозной концепции «перестройки Европы» к 2045 году.