Европа под прицелом Трампа
В этом году Всемирный экономический форум в Давосе переполняли креативные идеи: как спасти планету, уменьшить неравенство, решить насущные проблемы с безопасностью
Впрочем, главным впечатлением от форума, несомненно, стала подавленность европейцев из-за состояния их экономики, но особенно - из-за Дональда Трампа.
Их тревоги не беспочвенны: от Трампа исходит экзистенциальная угроза для Европы, причём на трёх направлениях. Во-первых, он утверждает, что Европа должна полностью оплачивать свою оборону. С этим требованием многим политическим лидерам трудно смириться. В давосской речи, произнесенной по видеосвязи из Вашингтона, Трамп опять призвал европейские правительства увеличить расходы на оборону до 5% ВВП. Поскольку многие страны ЕС, например Италия, не могут достичь даже целевого уровня 2%, хотя обещали это сделать ещё во времена президента Барака Обамы, понятно, почему требование Трампа вызывает у них серьёзное беспокойство.
Во-вторых, Трамп явно настроен реализовать свои угрозы и ввести тотальные пошлины, нанеся сокрушительный удар по европейским экспортёрам, с которыми всё жёстче конкурирует Китай. Хотя может показаться, что заявления Трампа оставляют место для переговоров с отдельными странами о снижении пошлин, ход выполнения им предвыборных обещаний свидетельствует об обратном. После отмены политики «открытых границ» и содействия «разнообразию, равенству, инклюзивности» (DEI), которую проводил бывший президент Джо Байден, следующим шагом Трампа, скорее всего, станет введение «красивых» пошлин, несмотря на возражения многих экономистов.
Предлагаемые Трампом пошлины особенно сильно ударят по Германии — стране с крупнейшей экономикой в Европе. Рецессия продолжается там уже два года подряд, поэтому очевидно, что немецкая модель экспортно ориентированного роста экономики забарахлила. Но если Трамп введёт высокие импортные пошлины на немецкие товары, результатом, видимо, станет третий год рецессии.
Согласно учебникам, Европе следует подставить другую щёку, потому что страна, которая вводит пошлины, обычно страдает от них больше всех остальных. Но попробуйте объяснить это избирателям. Пассивную реакцию они воспримут как признак слабости, поэтому, наверное, будет трудно воспротивиться соблазну дать отпор Трампу с его угрозами и принять ответные меры.
Об исходе такой конфронтации можно лишь гадать. Трамп считает, что хронический профицит Европы в торговле с США доказывает недобросовестность её конкуренции, и он не отступит. И не важно, что, по мнению большинства экономистов, этот профицит обусловлен, прежде всего, желанием европейцев инвестировать в американские активы, ведь они постоянно выглядят привлекательней европейских, и многие ожидают, что так будет и дальше.
В-третьих, план Трампа по увеличению поставок американских энергоносителей ставит в трудное положение европейское зелёное движение. Цены на энергоносители в ЕС в несколько раз выше, чем в США, в основном из-за российско-украинской войны и издержек быстрого перехода ЕС к зелёной экономике. Высокие цены на энергоносители мешают предприятиям ЕС сохранять конкурентоспособность, особенно в важнейших новых отраслях, таких как разработка искусственного интеллекта.
Итак, что может сделать Европа? Для начала власти должны сосредоточиться, не позволяя хаотичной политике Трампа отвлекать их от ключевых приоритетов. Главным среди них является поиск способов снижения цен на энергоносители. И здесь многообещающим шагом вперед выглядит малая атомная энергетика.
Отрицая изменение климата и проводя политику под лозунгом «бури, детка, бури», Трамп создал серьёзную проблему для Евросоюза, который уже и так рискует утратить геополитическую значимость. Переход к экологически чистой энергетике достоин восхищения, но если Европа будет действовать в одиночку, её действия не сильно повлияют на темпы глобального потепления, особенно на фоне действий Китая и Индии, которые до сих пор генерируют около 60% электроэнергии, сжигая уголь. Чтобы убедить другие страны последовать её примеру, Европа должна доказать, что экономика может быть одновременно зелёной и конкурентоспособной. В ином случае это будет просто история-предостережение.
Столкнувшись с угрозами Трампа и усилением китайской конкуренции, европейским властям следует умерить энтузиазм в сфере регулирования. Как говорится, «Америка изобретает, Китай копирует, а Европа регулирует».
Британский министр финансов Рэйчел Ривз правильно называет дерегулирование потенциальным способом улучшить экономические перспективы в стране. Но Британии будет трудно восстановить темпы роста, если страны ЕС (особенно Франция), отбросив мелкие обиды, не предложат Британии торговое соглашение «в норвежском стиле». Такое соглашение было бы взаимовыгодным: Европе нужен британский финансовый сектор, а британским компаниям — доступ к европейским рынкам.
Но даже если Европа сделает все эти шаги, ей будет трудно с Трампом. Чтобы получить шанс в этой схватке, страны ЕС должны признать, что корни их нынешней экономической слабости лежат гораздо глубже. Вне зависимости от переизбрания Трампа, европейским властям надо устранять глубинные причины экономической стагнации.
Да, Европу стоит похвалить за принятие решений, направленных на борьбу с изменением климата и ограничивающих чрезмерное влияние техносектора. Со временем США и Китай, наверное, поймут пользу прогрессивной политики Евросоюза и последуют его примеру. Но если эта политика их не убедит, адаптироваться придётся Европе. Если она этого не сделает, Еврокомиссия станет похожа на пожарную службу Лос-Анджелеса, которая пытается потушить пожары, уже нанёсшие огромный ущерб.