«Это цифровой налог»: казахстанский бизнес взбунтовался против маркировки товаров

По мнению представителей МСБ, новшество не приводит к сокращению теневой экономики

Маркировка, девушка на складе считывает коды товара
Фото: © Depositphotos/Wavebreakmedia

«Обращаемся к Вам от имени Альянса отраслевых ассоциаций пищевой индустрии АПК и МСБ в связи с возобновившимися инициативами профильных госорганов по внедрению маркировки товаров контрольно-идентификационными знаками», — такое обращение к Касым-Жомарту Токаеву зачитали спикеры на онлайн-пресс-конференции 5 декабря.

Поводом привлечь внимание президента послужило предстоящее заседание правительства, где, по мнению альянса, должны принять решение касательно расширения группы товаров, подлежащих обязательной маркировке. Как уточняют в альянсе, Агентство по стратегическому планированию РК намерено распространить маркировку еще на 9 товарных групп, это: алкогольная продукция, соки и сахаросодержащие напитки (включая энергетики), бутилированная вода, молочная продукция, изделия легкой промышленности, растительное масло, бытовая химия, ювелирные изделия. Предприниматели считают этот шаг необдуманным.

Есть бесплатный вариант

«Казахстанским производителям навязывается абсолютно необоснованное и избыточное техническое решение, которое не только не устранит серый импорт, незаконный оборот и фальсифицированную продукцию, но создаст огромные финансовые и технические сложности для отечественного производства», — выразила общее мнение представитель Ассоциации микро-, малого бизнеса и торговли Марина Бошель.

По ее словам, пилотные проекты показали негативный результат: «Итоги уже проведенных пилотов в молочной отрасли и безалкогольных напитках показали рост себестоимости продукции на 29%, а его дальнейшее движение по товаропроводящей цепи — еще на 10%».

Бошель отметила, что ускорить введение маркировки и расширить товарные группы рекомендует в своей записке на имя президента Токаева его советник Куанышбек Есекеев (в 2010–2024 годах экс-глава «Казахтелекома» — единого оператора маркировки).

Согласна с Бошель и Анастасия Калашникова из Ассоциации прямых продаж. Она назвала маркировку «огромной проблемой, которая встала перед рынком». «Все [предприниматели] говорят: дорого, сложно, неэффективно. Если сейчас внедрить качественную аналитику в уже имеющиеся бесплатные электронные инструменты, то можно обеспечивать полную прослеживаемость товара до точки реализации», — уверена она.

По сведениям Калашаниковой, маркировка не помогла решить проблему нелегального оборота в табачной отрасли. «По данным Nielsen, в 2021 году нелегальный оборот составлял 3%, а уже в 2023 году — 9%, — привела данные Анастасия, подчеркнув: — Госорганы в качестве положительных результатов маркировки отчитались о росте поступлений налогов, который фактически формируется за счет ежегодного увеличения ставки акциза на табачные изделия».

При этом в записке Есекеева (предоставлена организаторами пресс-конференции) даются другие цифры: «Маркировка табачной продукции позволила выявить нелегальную продукцию на сумму более 15 млрд тенге (с 2022 года)».

Марки из России

На своем опыте о введении маркировки рассказала Алия Мамытбаева, представитель Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков РК. По ее словам, за 2020–2022 годы прошли пилотные проекты введения прослеживаемости в сегментах сахаросодержащих напитков и бутилированной воды.

«Как показал эксперимент, в Казахстане отсутствует соответствующее оборудование для маркировки внутри страны, отсутствуют типографии, что сказывается на сроках поставки стикеров из типографий России, при этом даже у таких типографий имеется брак. Необходимо привлекать зарубежных интеграторов для наладки и сопровождения систем на производстве в связи с отсутствием квалифицированных интеграторов внутри страны. Интернет работает нестабильно», — перечислила она сложности, с которыми пришлось столкнуться.

Маркировка приведет к необоснованным «огромным затратам», уверена Мамытбаева: «К примеру, стоимость одной линии для маркировки пищевой продукции составляет от 20 до 60 млн тенге. Если учесть, что количество производственных линий [на предприятиях] от 2 до 12, то расходы практически сравняются с расходами на открытие нового производства».

Напомним, когда пилотные проекты только запускались, в июне 2021 года, в «Казахтелекоме» приводили свои расчеты: «Стоимость маркировочного оборудования для одной линии варьируется от 0,5 до 9,2 млн тенге в зависимости от размера предприятия и видов продукции». Кроме того, по мнению оператора, «речь идет о модернизации производственных линий, которую производители в любом случае периодически проводят».

Но стоимость оборудования — не единственное препятствие. И Алия Мамытбаева, и ещё один спикер пресс-конференции — представитель Молочного союза Владимир Кожевников — отметили, что производительность линий в процессе маркировки падает на 30-50% из-за трудностей с интегрированием.

«У нас эффективно работает система электронных счет-фактур, «Виртуальный склад». Введение предлагаемого формам маркировки бессмысленно, — не сомневается Алия Мамытбаева. — У тех, кто лоббирует этот проект, одна цель — заработать деньги, причем за счёт добросовестного бизнеса».

Кого «обувает» маркировка

Если сегмент напитков только протестировал систему прослеживаемости, то торговцы обувью используют маркировку с 2021 года и сделали вывод: «правительство оперирует цифрами, которые можно назвать недостоверными». Об этом сказала Айнура Кайдарова, представитель Ассоциации импортеров и реализаторов обувных, текстильных и кожевенных товаров РК. «Маркировка — это наклеивание бумажки на тот товар, которые уже и так находится под контролем. Это цифровой налог, — считает она. — Но люди высокого ранга толкают лозунги, приводят необоснованные цифры и рассказывают нам, что маркировка нужна. Надо смотреть, кому это выгодно».

На вопрос Forbes Kazakhstan, есть ли статистика перемен в отрасли после введения системы прослеживаемости, Кайдарова ответила: «Такой статистики нет, ее невозможно вести, потому что маркируются только те, кто уже и так легально завозит, те же цифры уже есть официально. Отдельно никто не ведет, да им и невыгодно вести, потому что вылезут прорехи по маркировке».

В записке Токаеву на этот счёт сказано: «Маркировка обуви обеспечила рост поступлений в бюджет по налогу на добавленную стоимость (НДС) и таможенных пошлин с 7,8 млрд тенге в 2021 году до 30,7 млрд тенге в 2023 году (на 293%)». Айнура Кайдарова назвала эти цифры «необоснованными», потому что на сегодня, на ее взгляд, 90% обуви не маркируется, то есть на теневой оборот маркировка никак не влияет. 

Мнение третьих сторон

Продавцов поддержали покупатели. «Маркировка дополнительной информации не дает, на качество и безопасность товара никак не влияет. Зачем тогда дополнительные затраты? — задался вопросом Жаслан Айтмагамбетов из Ассоциации потребителей Казахстана. — Мы как потребители не защищаем права предпринимателей, но это [даст] увеличение цены товара, и это в любом случае отразится на потребителях».

Еще один аспект назвал экономист Мадияр Кенжебулат: «Эти деньги (за марки) будут идти в обход бюджета, основной бенефициар — частная компания. И если маркировка никак не влияет на качество товара и теневую экономику, я считаю, вводить не надо. Чем меньше производство, тем издержки будут больше: крупные компании несильно пострадают, а МСБ — очень сильно. Себестоимость будет расти, что в конечном итоге повлияет на инфляцию».

Кроме прочего, бизнес волнует перспектива введения наказаний за неиспользование маркировки. Об этом прямо говорится в записке Есекеева: «Принять до конца текущей сессии находящиеся в Мажилисе парламента законы «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», предусмотрев введение с 1 июля 2025 года административной ответственности за продажу товаров без кодов маркировки».

«Надо четко заявить, что бизнес против, — подвела итог Айнура Кайдарова. — У нас есть право голоса».

Чего хочет бизнес

Раскритиковав подходы государства, участники пресс-конференции выдвинули свои предложения, в частности:

  • установить добровольный формат маркировки «для возможности экспорта продукции на рынки, где существует требование о наличии маркировки»;
  • приостановить принятие решений о внедрении маркировки для новых товарных групп «до вступления в силу нового Налогового кодекса и получения его первых результатов работы»:
  • также приостановить введение административной ответственности за нарушение правил маркировки;
  • рассмотреть возможность отмены института единого оператора маркировки в зависимости от товарных групп.
  • рассмотреть варианты доработки уже казахстанских существующих учетных систем, которые реализованы бесплатно, являются фактически полным аналогом маркировки и позволяют вести контроль за товарооборотом через систему счетов-фактур и «виртуальный склад».
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте