Что потеряют США, отказавшись от МВФ и Всемирного банка
В начале февраля Дональд Трамп приказал провести масштабную 180-дневную проверку всех международных организаций, в которых состоят Соединённые Штаты Америки
В частности, Project 2025 — план второго президентства Трампа, разработанный консервативным Heritage Foundation — призывает США выйти из Международного валютного фонда и Всемирного банка. Вместо того, чтобы соглашаться с требованиями Трампа, страны-члены должны признать, что выход США в первую очередь навредит США, и использовать это для ведения переговоров на своих условиях.
4 февраля Трамп приказал провести масштабную 180-дневную проверку всех международных организаций, в которых состоят и поддерживаются США, а также «всех конвенций и договоров, участником которых являются США». Директива соответствует целям «Проекта 2025», который называет МВФ и Всемирный банк «дорогими посредниками», которые «перехватывают» финансирование США до того, как оно попадет на зарубежные проекты. Если Трамп последует этому сценарию, выход США станет неизбежным.
Но авторы «Проекта 2025» явно не поняли, как финансируются и управляются эти институты. Отказавшись от МВФ и Всемирного банка, США потеряют ключевой источник мирового влияния и экономического рычага. По сути, США лишились бы жизненно важных инструментов поддержки своих партнеров — и удержания финансирования от своих врагов.
Близость штаб-квартир МВФ и Всемирного банка к Государственному департаменту США, Министерству финансов и Конгрессу не является совпадением. США последовательно сохраняют жесткий контроль над этими институтами, формируя их политику и руководство для продвижения своих национальных интересов. США всегда назначали президента Всемирного банка, одобряли выбор Европы в качестве руководителя МВФ и выбирали заместителя управляющего директора Фонда. Они остаются единственной страной-членом, имеющей право блокировать важные решения в одностороннем порядке, поскольку и МВФ, и Всемирный банк требуют большинства в 85%.
Неудивительно, что исследования неоднократно показывали, что модели кредитования МВФ и Всемирного банка тесно связаны с национальными интересами США. США регулярно используют МВФ в качестве «первого ответчика» для защиты экономики США. Трамп знает это. В свой первый срок это позволило ему предоставить своему «давнему» другу, тогдашнему президенту Аргентины Маурисио Макри, программу МВФ на 57 миллиардов долларов — крупнейшую в своем роде за всю историю Фонда (оплаченную всеми членами МВФ). Аналогичным образом США использовали Всемирный банк для укрепления безопасности и экономических альянсов, борьбы с угрозами терроризма и поддержки послевоенного восстановления таких стран, как Ирак и Афганистан, после вторжений под руководством США.
Возможно, самое важное, что фактическая стоимость участия США в МВФ и Всемирном банке намного ниже, чем многие предполагают. Ежегодно Министерство финансов оценивает финансовое воздействие взносов страны в МВФ. В 2023 финансовом году оно сообщило о нереализованной прибыли в размере 407 млн долларов .
Всемирный банк предлагает аналогичные возможности для привлечения ресурсов США. Главным подразделением Группы Всемирного банка, у которой есть еще четыре дочерних компании, является Международный банк реконструкции и развития. Расходы на функционирование МБРР оплачиваются не США, а основными странами-заемщиками, такими как Индия, Турция, Индонезия, Аргентина и Филиппины. Их выплаты по кредитам, а также чистый доход МБРР за предыдущие годы в значительной степени финансируют штаб-квартиру организации, зарплаты сотрудников и другие операционные расходы (большая часть которых напрямую поступает в экономику Вашингтона, округ Колумбия).
В отличие от многих многосторонних институтов, МБРР не полагается на прямые пожертвования стран. Вместо этого он привлекает капитал, выпуская облигации, а затем ссужает полученные средства развивающимся и формирующимся экономикам. По сути, МБРР финансирует себя сам, выпустив облигации на сумму 52,4 млрд долларов в 2024 году. Хотя его облигации обеспечены гарантиями стран-членов, МБРР никогда не использовал свой отзывной капитал. Следовательно, каждый акционер предоставляет небольшую часть своей выделенной доли в качестве «оплаченного капитала». Для США это составляет 3,7 млрд долларов — около 19% от 20 млрд долларов субсидий, которые федеральное правительство предоставило SpaceX Илона Маска за последние 15 лет.
Конечно, США вносят свой вклад во Всемирный банк и другими способами. Например, в 2018 году первая администрация Трампа одобрила увеличение капитала МБРР на 7,5 млрд долларов. Это не требует от США дополнительных финансовых взносов. Но США получают взамен многое. Например, их взносы в льготное кредитное подразделение Всемирного банка, Международную ассоциацию развития, являются добровольными и пересматриваются каждые три года, что дает США огромное влияние на кредитование МАР.
Проще говоря, выход из МВФ и Всемирного банка был бы серьезной ошибкой, лишавшей США возможности формировать правила международного валютного порядка и преследовать свои стратегические интересы. Однако, по крайней мере, некоторые в администрации Трампа, похоже, испытывают искушение.
Даже если США не выйдут из Всемирного банка, а вместо этого откажутся от финансирования, страны-члены, представляющие 70% от общего числа голосов, могут приостановить его право голоса за невыполнение финансовых обязательств. Тогда США потеряют все права в соответствии со Статьями соглашения Банка, за исключением права на выход, оставаясь связанными своими существующими обязательствами. Если приостановка продлится более года, США автоматически потеряют свое членство, если то же большинство не проголосует за его восстановление.
Президент США Теодор Рузвельт сказал, что внешняя политика должна «говорить мягко и носить большую дубинку». Администрация Трампа верит в то, что нужно говорить громко и позволять Маску использовать свою большую дубинку, чтобы крушить вещи. Другие страны могут быть шокированы, но они не беспомощны. Оставаясь сосредоточенными, работая вместе и действуя решительно, они все еще могут спасти многостороннюю систему.