BYD задаёт темп
Как новый игрок меняет автомобильный рынок Казахстана
Мировая гонка за устойчивой мобильностью продолжает набирать обороты. Один из ее безусловных лидеров — китайская компания BYD. В этом году бренд, ставший синонимом прогресса в области электромобилей, вышел на рынок Казахстана, где интерес к новым технологиям и зеленым решениям стремительно растет. О том, как принял рынок этот бренд, каким образом BYD адаптирует глобальные технологии под местные реалии и меняет инфраструктуру, а также какие новинки появятся в Казахстане уже в ближайшее время, эксклюзивно рассказал Антон Кущ, директор дистрибуции BYD в составе Astana Motors.
В начале года стартовали официальные продажи BYD в Казахстане. Какими результатами вы уже можете поделиться?
— Мы довольны тем, как стартовал BYD в Казахстане. Интерес к бренду оказался высоким, это касается продаж, темпов развития дилерской сети и в целом реакции рынка.
За 7 месяцев с начала года мы реализовали почти 1000 автомобилей по всей стране, из них 411 — полностью электрические. Это вывело BYD на первое место по официальным продажам электромобилей в Казахстане. В сегменте подключаемых гибридов мы так же занимаем лидирующее место — продано 527 автомобиля.
Параллельно мы активно строим дилерскую сеть. До конца лета будут работать 20 дилерских центров в 11 городах: в Алматы, Астане, Шымкенте, Караганде, Костанае, Кокшетау, Павлодаре, Уральске, Актобе, Атырау и Актау. Такой быстрый запуск и расширение сети говорит о высоком интересе и доверии к бренду.
Интересный формат мы протестировали в Алматы — кроме традиционных дилерских центров у нас есть автогалерея внутри ТРЦ MEGA Alma-Ata. Такой подход позволяет быть ближе к покупателю: человек заходит в торговый центр по своим делам, а попутно может познакомиться с автомобилем, задать вопросы консультанту — это нравится аудитории.
Есть ли у казахстанской аудитории предпочтения? Какие модели стали бестселлерами и почему?
— На сегодняшний день фаворитом стал BYD Song Plus, за семь месяцев реализовано почти 800 автомобилей. Это объяснимо: модель универсальная, практичная, с современной начинкой, доступна в гибридной и в полностью электрической версии. Людям важно иметь выбор, особенно в переходный период, когда инфраструктура для EV еще развивается.
Среди бизнес-аудитории интерес вызывает электрический седан BYD Han, автомобиль представительского класса.
В июне мы вывели на рынок новый компактный кроссовер BYD Yuan Up. Это интересная электрическая городская модель с запасом хода до 380 км. Модель подходит для активной городской жизни и за первые два месяца продаж уже показывает уверенные результаты.
Совсем скоро планируем представить в Казахстане стильный купе-кроссовер BYD Sea Lion 7. Новинка ожидается к концу августа и понравится тем, кто ценит технологии, динамику и дизайн.
Также в ближайших планах привезти несколько других моделей, которых ждут наши клиенты. Это седаны BYD Chazor и BYD Seal 6, а также внедорожники Leopard, которые могут стать отличным решением для любителей загородных поездок. Мы внимательно прислушиваемся к рынку и готовы адаптировать линейку под реальные запросы.
Как формируется модельная линейка и почему на рынке представлены именно эти автомобили?
— Как официальный дистрибьютор BYD в Казахстане, мы имеем право выводить на рынок только модели, которые соответствуют строгим европейским стандартам безопасности и экологических норм. Все автомобили проходят полный цикл евросертификации.
Кроме того, экспортные версии для казахстанского рынка проходят дополнительную адаптацию. Это касается климатических и дорожных условий, а также оснащения. Автомобили комплектуются опциями, актуальными для местной эксплуатации. Как вы понимаете, это длительный и технически сложный процесс. Но именно так мы можем обеспечить стабильное качество и соответствие ожиданиям клиентов.
Мы также обращаем внимание на локализацию цифровых функций. Все модели BYD в Казахстане уже сегодня оснащены мультимедийной системой с интерфейсом на казахском и русском языках. Голосовой помощник сейчас доступен на русском, но уже ведется работа по внедрению голосового управления на казахском языке. Также скоро можно будет использовать казахстанские SIM-карты для подключения к интернету прямо в салоне автомобиля.
До конца 2025 года мы планируем запустить официальное мобильное приложение BYD для казахстанского рынка. Оно позволит владельцам управлять рядом функций удаленно, например запускать автомобиль, следить за его состоянием, обновлять систему и многое другое. Это решение будет доступно всем клиентам, которые приобрели автомобиль у официальных дилеров с начала 2025 года.
Как вы оцениваете конкурентную среду в сегменте зеленого транспорта в Казахстане?
— Мы считаем, что конкуренция служит драйвером развития. Именно в условиях открытой и честной конкуренции появляются инновации, повышается качество продукта и уровень клиентского сервиса. Для BYD важно создать экосистему: от зарядной инфраструктуры и надежного сервиса до образовательных инициатив. Это наш осознанный вклад в развитие устойчивой мобильности в Казахстане. Нам очень близка глобальная цель основателя компании BYD господина Ван Чуаньфу — «Охладить землю на 1 градус», и мы уверенно движемся в этом направлении.
Самый главный вызов состоит в изменении потребительского мышления. Большинство автовладельцев по-прежнему ориентированы на автомобили с двигателями внутреннего сгорания. А мы предлагаем им новый подход к владению автомобилем, где на первый план выходят не только мощность или привычный функционал, но и энергоэффективность, экологическая ответственность, технологичность.
На глобальном уровне BYD уже давно занимает лидирующие позиции: по итогам первого полугодия 2025 года концерн реализовал более 2,1 миллиона автомобилей на новых источниках энергии, включая гибриды и электромобили. Это значит, что BYD занимает первое место в мире по производству автомобилей на новых источниках энергии (New Energy Vehicles, NEV) и по общему объему выпуска входит в четверку крупнейших мировых автопроизводителей. То есть BYD по объемам успешно конкурирует c другими производителями традиционных авто. Впечатляет!
Отдельно стоит подчеркнуть технологические преимущества наших автомобилей. Речь идет в первую очередь о тяговой батарее BYD Blade Battery. Это литиево-железофосфатная батарея нового поколения, которая отличается высокой прочностью, устойчивостью к перегреву и безопасностью даже в экстремальных условиях. Для Казахстана с его резко континентальным климатом это имеет практическое значение. У нас на севере зимой температура может опускаться до минус 40°C, а на юге летом подниматься до плюс 40°C.
Кроме того, батарея компактнее на 50 % по сравнению с традиционными литий-ионными аналогами и рассчитана на длительный срок службы. Мы предоставляем официальную гарантию 8 лет или 150 000 км на высоковольтную батарею и электромотор, а также 6 лет или 150 000 км — на сам автомобиль, 4 года или 120 000 км — на ходовую часть и мультимедийную систему. Это те параметры, которые дают клиенту уверенность в качестве и надежности автомобиля.
В январе 2025 года Бюро национальной статистики объявило, что за год количество электромобилей в Казахстане выросло в 1,6 раза, но доля их все еще не так велика — всего 0,2 % от общего рынка. Что сдерживает рост количества электромобилей в Казахстане?
— Я думаю, следует говорить не только об электромобилях, но о NEV в целом. Маркетинговые исследования показывают, что потенциал рынка NEV в Казахстане таков, что уже к 2030 году доля электромобилей и гибридов может составить до 20 % от общего рынка. Конечно, в первую очередь за счет мегаполисов. Мы видим по Алматы и Астане, что спрос устойчиво растет.
В Казахстане главным фактором, сдерживающим рост рынка NEV, выступает инфраструктура. Большинство зарядных станций сосредоточены в мегаполисах и пока недостаточно покрывают междугородние маршруты.
Но в этом направлении уже ведется работа. Компания Astana Motors и дистрибуция BYD вносит свой вклад, мы запустили и развиваем сеть электрозарядных станций MyCharge. Каждый дилерский центр BYD и прилегающие к ним парковки оснащены зарядными станциями. Также нашей целью является увеличение числа зарядных станций во всех городах, вместе с развитием дилерской сети BYD в Казахстане.
Мы видим, что количество зарядных станций растет, но пока сталкиваемся с ограничениями по мощностям, техническому оснащению и инвестициям в развитие инфраструктуры. Тем не менее мы замечаем тенденцию — в Казахстане растет популярность NEV, в частности, благодаря автомобилям BYD.
За интересом к NEV в Казахстане стоят вполне рациональные причины. Сейчас владельцы электромобилей освобождены от уплаты пошлин и транспортного налога. Кроме того, в правительстве обсуждаются и другие бонусы для владельцев, например скидки на парковку, возможность использования полос для общественного транспорта.
Электромобили и гибриды ощутимо дешевле в эксплуатации. Только за счет отказа от топлива и снижения затрат на сервис можно сэкономить не менее 500 000 тенге в год. При текущих ценах на ГСМ и сервисные работы это весомый аргумент. Все это в совокупности формирует новую культуру владения автомобилем, к которой все больше казахстанцев готовы присоединиться.