Антон Кочергин, Tickets.kz: Цифровизация приводит за собой цивилизацию
В Казахстане заработал единый сервис онлайн-продаж билетов на междугородние автобусные перевозки. Авторами проекта стал «Мобильный портал» совместно с компанией Tiсkets.kz
О перспективах цифровизации рынка междугородних автобусных перевозок рассказывает генеральный директор Tickets.kz Антон Кочергин.
Антон, до сих пор в Казахстане не существовало такого сервиса, хотя подобные услуги широко представлены не только в технологически развитых, но и в постсоветских странах (Россия, Грузия, Украина). Почему мы так отстали в цифровизации этой сферы, ведь в других нам есть чем гордиться?
— Междугородные пассажирские перевозки до сих пор считались у нас низкомаржинальным продуктом, на который по остаточному принципу обращают внимание стартапы, экосистемы, крупные предприниматели — то есть те игроки, которые способны оцифровать этот рынок. Поэтому в Казахстане он до сих пор находился в серой или в черной зоне оборота неучтенных наличных денег с очень слабым регулированием со стороны государства.
Немного статистики. По данным «Мобильного портала», в 2019 году было продано более 10 млн автобусных билетов, а после пандемии, в 2021 году, продажи резко упали — до 3,2 млн, при этом только 148,5 тыс. билетов оформлялись с электронной регистрацией.
Для сравнения, в том же 2019 году было продано 8,6 млн авиабилетов. И сейчас мы наблюдаем бурный рост онлайн-продаж в оцифрованных секторах рынка: за полгода 2024 года было реализовано около 7 млн авиа- и 12,3 млн ж/д билетов. Так что у онлайн-продаж автобусных билетов, я считаю, большой потенциал.
Хочу напомнить, что еще недавно и рынок городского транспорта был такой же сферой оборота наличных денег с низким качеством услуг. Но когда городской транспорт перевели в легальное русло, стало очевидно, что его доходы растут и будут расти, обновились автопарки, и поездки на автобусах стали комфортнее.
Все это звенья одной цепи: оцифровка городской логистики и тревел-сферы становится локомотивом для дальнейшего развития e-com. Давайте вспомним: сначала у нас появились онлайн-продажи авиа- и ж/д билетов, затем банки активно пошли в сферу digital-услуг, что в итоге привело к бурному росту экосистем и маркетплейсов.
И теперь настало время междугородних автобусов?
— Это не самый большой, но сложный рынок, поэтому в этот сектор оцифровка пришла последней. Запрос на комфортные междугородние перевозки на рынке есть давно, и первыми это поняли службы такси. Вы можете, например, через известные сервисы нанять коллективно автомобиль, чтобы уехать в другой город, и покупку можно совершить с мобильного телефона. Сервисы онлайн-заказа автомобилей пришли со своим решением на рынок, и это решение тут же стало востребовано. В свою очередь успех таких сервисов подтолкнул IT-бизнес к тому, чтобы обратить на нишу внимание.
А как на практике вы добились оцифровки автобусного межгорода? С какой стороны зашли?
— Зашли в автовокзалы, потому что это было единственное место, где можно купить билет на автобус. До сих пор автовокзалы работали каждый на своей технической базе, разрозненно, несогласованно, не было информационной системы, которая сможет собрать все воедино. Покупатели билетов максимум, что могли найти в интернете, — расписание рейсов, и то лишь частичное, а если пытались купить билет онлайн, обычно сталкивались с системной ошибкой. Кроме того, существует немалое количество серых перевозчиков, которые по соседству с автовокзалами занимаются, по сути, частным извозом. Как правило, они закрывают те направления, на которые у автовокзалов не хватает ресурсов, но в их перевозках нет никакой системы, зато есть большие вопросы к безопасности и качеству.
«Мобильный портал» разработал бэк-систему, которая способна интегрироваться с автовокзалами и позволяет координировать нужное количество транспорта на нужных направлениях, балансирует нагрузку, учитывает исторические потоки, ведет учет, включая налогообложение, и так далее. В результате в системе генерируется единый контент пассажирских автобусных перевозок.
Далее «Мобильный портал» передает этот контент по API в нашу компанию Tickets.kz. Мы делаем доступным для потребителей единое расписание междугородных автобусных рейсов по всей стране в удобном и понятном интерфейсе, выстраиваем финансовый мост для взаиморасчетов и организовываем продажу билетов на своем сайте.
Новый сервис позволяет автовокзалам регулировать загрузку и расписание, продавать билеты в оба конца, увеличивать средний чек за счет дополнительных услуг и так далее. А для потребителей это удобство и безопасность, а также возможность планировать свои путешествия в оба направления. Все, что нужно сделать клиенту, — это зайти на tickets.kz, выбрать маршрут и в несколько кликов купить билет на автобус.
Что дальше? Куда будет развиваться ваш сервис, какие еще услуги вы будете продавать?
— Наша big idea — мультимодальные перевозки. Специфика Казахстана такова, что крупные аэропорты есть только в Алматы, в Астане и в Шымкенте, при этом огромное число людей живет в агломерациях, небольших городах неподалеку. И сегодня спланировать поездку из небольшого города сначала в Алматы, а потом, например, в Астану, очень сложно. Нужно продумать стыковки по времени, разобраться с багажом, с нормами перевозок, где переночевать и так далее. А если это большая семья с маленькими детьми, то такая поездка превращается в настоящий кошмар.
Мультимодальные перевозки — это когда потребитель в режиме онлайн задает маршрут, и система сама соединяет, склеивает, например, билет на автобус с билетом ж/д или авиа, а заодно может предложить трансфер: такси от вокзала/аэропорта до указанного адреса или автобус-шаттл до центра города.
А как онлайн-продажи автобусных билетов повлияют на рынок? Возможно, изменится сам бизнес автобусных перевозок?
— Как показывает практика, как только рынок становится прозрачным, структурированным и оцифрованным, на него обращают внимание крупные инвесторы и качество самих услуг вырастает на порядок. Появляются суперкомфортные автобусы со спальными местами, обедами и туалетами, места размещения, чтобы не проводить по 6-10 часов в зале ожидания, страховка, химчистка, заказ трансфера и многое другое. Например, в Турции, где почти нет железных дорог, а есть только самолеты и автобусы, междугородние перевозки организованы очень комфортно.
И, поскольку суперкомфортные дорогие автобусы не могут ездить по плохим дорогам, придется и дороги делать соответствующие?
— Так всегда происходит: цифровизация приводит за собой цивилизацию. Новый уровень появляется только тогда, когда рынок оцифрован, прозрачен, когда понятны доходы внутри рынка и он становится привлекательным для инвесторов.
Сейчас автобус — это самый дешевый способ переместиться из одного города в другой. Как оцифровка повлияет на стоимость билетов?
— Насчет дешевизны я бы не был так уверен: иногда авиабилеты из города в город оказываются дешевле, чем автобусы или железная дорога. Однако автобусы — это самый удобный междугородний транспорт: дешевая перевозка багажа, частотность автобусных рейсов значительно превышает частотность ж/д, ну и, конечно, автобусы идут во все, даже самые маленькие и удаленные населенные пункты.
С одной стороны, расширится ассортимент и качество услуг, а с другой — когда все поставщики услуг будут в одной плоскости, в одном интерфейсе покупки билетов, и у потребителя появится возможность сравнивать, тогда за счет конкуренции скорректируются цены.
Но главное, когда у парков или перевозчиков будет возможность точно планировать загрузку автобусов, и они будут понимать, что рейс, например, стоит 50 тысяч тенге, и чтобы окупить его, нужно продать всего 20-30 билетов по какой-то стоимости, то они будут так же делить билеты на тарифы, вводить раннее бронирование, использовать динамическое ценообразование. И тогда у потребителей будет больше возможностей покупать билеты по выгодным ценам.