Uber для фур

4182

Как стартап BINY повышает эффективность грузоперевозок и внедряет аналитику в логистику

ФОТО: © Максат Байкенов

Согласно данным Бюро национальной статистики, в 2022 году всеми видами транспорта в стране перевезено 3,8 млрд тонн грузов, при этом 82,5% перевозок, или 3,2 млрд тонн, пришлось на долю грузового автомобильного транспорта. Для Казахстана с его огромной территорией и расположенными на большом расстоянии друг от друга населенными пунктами автоперевозки – один из самых надежных механизмов доставки между регионами самых разных видов грузов, от продуктов до стройматериалов и лекарств. Кроме того, через территорию страны проходит множество транзитных маршрутов.

Однако значительная часть рынка автомобильных грузоперевозок находится «в тени». «Большая доля сделок осуществляется втемную, это особенно заметно летом, когда овощи и фрукты из Ташкента везут в сторону Москвы и перегружают в Шымкенте за наличные. Участники рынка манипулируют ценами: водитель, диспетчер, посредник могут назвать разные суммы, выгодные каждому из них, так что цена не является константой, а за повышение цен на перевозку грузов расплачивается потребитель», – объясняет основатель стартапа BINY 29-летний Асет Хасенов. Свою платформу он представляет как первый казахстанский deep-tech-продукт, нацеленный на решение проблем транспортно-логистического рынка и обеспечение прозрачности логистики с помощью инновационных технологий.

В сферу логистики уроженец Алматы пришел в 2018 году из корпоративного сектора. Асет окончил юрфак КазНУ, затем получил степень магистра по специальности «международные отношения и дипломатия» в берлинской Hochschule Furtwangen, после возвращения на родину устроился на работу юристом в НАК «Каз­атомпром», а вскоре возглавил юридический департамент одной из «дочек» компании. Работа юриста в крупной структуре была связана с решением многочисленных бюрократических вопросов, и в какой-то момент молодой человек понял, что она не приносит ему радости и удовлетворения. Асет вместе с женой Алтынай решили начать собственный бизнес в сфере логистики, опираясь на академические знания, полученные ею в этой области при подготовке к защите докторской диссертации. На деньги, выплаченные Асету при увольнении, супруги открыли курьерскую службу доставки.

Во время учебы в Германии на Асета произвела большое впечатление четко поставленная работа одной из крупнейших в мире курьерских компаний Deutsche Post, и начинающий предприниматель решил воплотить немецкую концепцию на родине. «Нам удалось наладить доставку за 24 часа, нашими услугами активно пользовались небольшие онлайн-магазины из Instagram, которым важно как можно быстрее доставить посылку и получить деньги. Но мы не выдержали конкуренции с «Казпочтой», предоставлявшей более выгодные расценки. Параллельно группа сотрудников внутри нашей компании занялась дальнемагистральными доставками, и получилось так, что именно это подразделение стало кормить остальной бизнес, оказавшийся убыточным», – рассказывает собеседник.

В таком формате компания проработала до карантина, после чего Асет и Алтынай решили сфокусироваться именно на дальнемагистральных грузоперевозках. Подсчитав, что один квалифицированный сотрудник может отработать в среднем с 20 клиентами в месяц, основатели BINY задались целью оцифровать работу экспедитора, в чьи функции входят поиск перевозчика с машиной, обеспечение ее сопровождения, решение вопросов с документами и процессом оплаты. Карантин, нанесший серьезный удар по офлайн-бизнесу, сослужил хорошую службу для онлайн-проекта. Казахстанские разработчики, вынужденно оставившие работу в зарубежных офисах Amazon и Facebook, вернулись домой и по-дружески помогли землякам разработать и запустить проект, первый релиз которого увидел свет в 2021 году. Сегодня BINY ежемесячно принимает более 50 заказов. Для клиентов из числа предпринимателей доступна веб-версия и ведется разработка приложения для iOS, водители-дальнобойщики могут работать с платформой через мобильное приложение.

Прозрачный маршрут

В приложении водитель видит маршрут, по которому нужно доставить заказ, стоимость доставки; телефоны заказчика и водителя не указываются, чтобы исключить возможность торга. Если водитель согласен на предложенные условия, он может забронировать рейс, тем временем система модерации BINY проверит, подходит ли тип автомобиля для перевозки того или иного груза, после чего водитель получает геометку, выезжает на загрузку и отправляется в рейс. «Водители привыкли получать деньги наличными, а крупные компании зачастую испытывают трудности с выводом наличности. Мы приходим им на помощь, блокируя сумму за перевозку на счету клиента, а по завершении рейса скидываем оплату на счет водителю. В свою очередь, клиенты видят все расходы, а алгоритмы, на базе которых работает BINY, позволяют прогнозировать цены за счет анализа ряда факторов, таких, например, как габариты груза, расстояние и время поездки, цена топлива, и быть в курсе расценок на перевозки. Так что клиенты приходят к нам за справедливой ценой», – объясняет Асет.

ФОТО: © Максат Байкенов

По словам предпринимателя, разработчики осознанно приняли решение не допускать перевозку через платформу грузов, требующих особых условий транспортировки: во-первых, слишком велик риск того, что водитель или клиент могут не знать нюансов перевозки некоторых опасных грузов, во-вторых, нельзя исключать, что недобросовестный участник логистической цепочки попытается провезти запрещенный товар.

Пока груз находится в дороге, GPS-трекинг показывает локацию машины. О поломке фуры в дороге, если таковая произойдет, водитель может сообщить через платформу, и взамен будет отправлен другой транспорт, на который перегрузят товар. Отдельной процедурой предусмотрена проверка личности водителя и технического состояния фуры. Водителей проверяют на наличие не только необходимой категории, но и задолженностей, судимости и прочих факторов риска. При наличии хотя бы малейших подозрений человек не получит доступ в систему. В настоящее время приложение BINY доступно только для казахстанских дальнобойщиков. С платформой сотрудничают 300 водителей, имеющих собственный транспорт, у основателей проекта амбициозные планы на будущее. Учитывая, что в ближайшее время BINY планирует обрабатывать около 3000 заказов в месяц, а на выполнение одного заказа претендуют в среднем три водителя, в систему планируется привлечь около 9000 дальнобойщиков и обеспечить таким образом примерно столько же прозрачных сделок.

«Сложность заключается в том, что водители-дальнобойщики – люди вольные, их трудно привязать к определенному месту работы. С другой стороны, их часто обманывают, вынуждают нести материальную ответственность, торговаться, решать вопросы с документами, в которых они не очень хорошо разбираются, поэтому любой дальнобойщик всегда рад прийти на честный заработок», – говорит собеседник.

Первых пользователей BINY супруги Хасеновы искали с помощью личных знакомств, обращались к клиентам, с которыми работали с 2018 года. Сегодня среди клиентов компании представители малого и среднего бизнеса, а также крупные товаропроизводители. Для МСБ цифровая платформа, по сути, представляет собой службу логистики на аутсорсе: предпринимателям не нужно искать водителей по объявлению, переживать, доедет ли до места назначения отправленный груз. У крупных компаний собственный интерес: им выгодно приобретать инновационные решения, позволяющие оптимизировать работу офиса логистики, быстрее оформлять и отправлять грузы, чтобы избежать простоя, получать аналитические данные и историю поставок. За счет предиктивности и прозрачного ценообразования BINY помогает экономить на доставке 20–30% – внушительные суммы, учитывая объемы перево­зок крупных компаний.

В конце прошлого года команда стартапа начала работать в партнерстве с «Казпочтой». Специалистам последней основатели проекта в свое время показали MVP, чтобы получить отзыв по-настоящему крупного игрока, имеющего офис по дальнемагистральным перевозкам и парк подходящего транспорта. «Казпочте» партнерство с BINY позволило решить проблему полной загрузки собственных машин: если объемы почтовых отправлений невелики, водители фур могут через BINY выполнять коммерческие рейсы и зарабатывать на этом.

Больше чем WhatsApp

В ближайшее время ряды пользователей платформы пополнят такие крупные компании, как Prima Distribution, Aitas Group, другие крупные производители и дистрибьюторы. Им важно видеть логистические процессы, понимать, насколько точно выдерживаются сроки доставки, как формируется цена, решить проблему онлайн-документации. «По сути, сегодня вся цифровизация логистики – это WhatsApp, Telegram и мобильная связь. Мы же продвигаем новое понятие freight-tech. В этой сфере на глобальном рынке работают такие сервисы, как Convoy, Uber Freight, Sennder. Freight-tech – это наука передвижения, позволяющая сделать отрасль транспорта и грузовых перевозок более эффективной, исключить порожние рейсы, выстроить за счет технологий цепочки поставок, исключающие простой. Кризисы в сфере логистики происходят во многом из-за неумения прогнозировать, выстраивать схемы поставок таким образом, чтобы транспорт был загружен всегда. Мы внедряем современные инструменты и технологии – аналитику, предиктивность, расчет цены, а когда подключим несколько рынков, можно будет говорить об использовании искусственного интеллекта. Но для всех этих инноваций нужны данные, а получить их очень трудно, поскольку рынок находится «в тени», – рассказывает Асет.

Участники рынка, оценившие BINY, предлагают усовершенствовать продукт, например дать возможность создания цепочки поставок из нескольких пунктов. По просьбе клиентов внедрено онлайн-страхование, и компания, желающая застраховать груз, может сделать это прямо на платформе. Сегодня в BINY доступно 96 000 маршрутов по Казахстану, а также экспорт и импорт в Россию, при этом внутри РФ сервис не оперирует. Основатели рассматривают возможность выхода на рынки Кыр­гызстана и Узбекистана, но масштабирование потребует времени и тщательного изучения нюансов, характерных для рынка грузоперевозок каждой из стран. Сервис работает бесплатно, тем не менее команда уже рассматривает варианты монетизации, подключить которую планируется позже, по мере того как BINY усовершенствуется и привлечет большее число водителей и отправителей грузов. Вероятнее всего, говорит Асет, монетизация проекта будет осуществляться в виде комиссии с каждого заказа.
Сегодня в команде проекта работают 12 человек – операционный офис и офис разработки. Начиная с 2021 года основатели вложили в разработку продукта около $100 тыс. собственных средств. При оценке в $2,5 млн BINY привлек около $1 млн частных инвестиций – в стартап вложился управляющий партнер McKinsey & Company в Центральной Азии Дулатбек Икбаев (к слову, один из колумнистов Forbes Kazakhstan). Инвестор оценил идею BINY. «Я знаю, как работает сектор грузоперевозок, как много в нем сложных моментов для отправителей грузов, для водителей и транспортных компаний. Неэффективность, наличие большого количества посредников, непрозрачность цен, коррупционные схемы характерны для сектора логистики на всех развивающихся рынках. Мне понравилось решение по цифровизации и автоматизации процесса, которое предлагает BINY, оно экономит время и оптимизирует затраты. Видно, что идея решает проблему, а это главное, на что я обращаю внимание при оценке любого стартапа. Второй вопрос – насколько команда способна реализовать проект и внедрить его на рынке. Я провел несколько встреч с Асетом и Алтынай и понял, что они горят идеей, заряжены ею, что могу доверять этим людям», – комментирует Икбаев.

Год назад стартап BINY стал резидентом Astana Hub. На перспективу основатели проекта видят большие возможности для его дальнейшего развития за счет использования технологий машинного обучения и ИИ. Уже сегодня технологии помогают выявить проблемные участки дороги, точки, в которых пропадает связь, а также населенные пункты, где водители предпочитают останавливаться на отдых. «За счет получения больших объемов данных можно развивать инфраструктурные проекты, как это сделано в той же Германии: стоянки для фур, оборудованные комнатами отдыха для водителей, душевыми, точками общепита. Мы хотим развивать платформу, быстрее выходить на новые рынки. Это поможет нам глубже изучить данные регионов, в которых присутствует BINY, объединять, анализировать эти данные и таким образом открывать для наших клиентов новые рынки сбыта и новые возможности», – делятся планами основатели BINY.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить