Трансформировать театр

1927

Как участница рейтинга «30 до 30» развивает независимую театральную платформу

Анна Суворова
Анна Суворова
ФОТО: © Андрей Лунин

«Трансформа» – культурное пространство, которое за шесть лет существования превратилось в важную точку на карте театрального Алматы. Здесь представляют постановки разных жанров и форматов, помогают профессионалам театральной сферы и поддерживают молодые коллективы. С момента создания «Трансформы» в 2017 году в стране и мире многое изменилось. Перемены – вызов для любого начинания, особенно в сфере культуры, которая и без того уязвима.

Человеком, который помог культурному пространству пережить непростые времена – пандемийные карантины, Январские события, – стала участница рейтинга «30 до 30» Анна Суворова, директор «Трансформы». Вместе с другими участниками команды «Трансформы» Суворова стояла за почти бесперебойной работой этого пространства на протяжении шести сезонов и помогла ему обрести новые грани.

30-летняя Анна, выросшая в Алматы, по окончании школы решила поступить в Национальную консерваторию имени Курмангазы на специальность «музыковедение». Планировала стать пианисткой, но к музыкальной теории быстро охладела. Зато увлеклась арт-менеджментом. Интерес возник после гостевой лекции Британского Совета на тему арт-площадок и их влияния на трансформацию городов. «Мне очень понравилась эта тема, – вспоминает Анна. – Я поняла, что в Алматы таких площадок нет, и решила для своей дипломной изучать арт-пространства как инструмент развития креативной экономики».

В 2017 году, когда Анна училась на последнем курсе консерватории, ее пригласили поучаствовать в создании независимой арт-платформы, которая впоследствии и стала культурным пространством «Трансформа». За созданием «Трансформы» стояли Галина Корецкая (Британский Совет) и Антуан Дукравец (режиссер, актер, участник «30 до 30» 2018 года). Анна так загорелась идеей, что тут же присоединилась к команде. По ее словам, она «торчала в «Трансформе» сутками». Девушка на практике училась азам арт-менеджмента. В процессе Анна поняла, насколько театры важны для осмысления и интерпретации происходящих с нами событий.

В поисках талантов и форматов

Мы встречаемся с Анной в Доме на Барибаева, 36. Это уютное двухэтажное здание, напоминающее старинную усадьбу, стало средоточием креативной экономики Алматы: здесь проходят выставки, мастер-классы, лекции, работают небольшие кафе и магазинчики. Скоро на Барибаева, 36, пропишется и «Трансформа». Театр займет пустующий сегодня большой зал Дома – огромное стометровое пространство с четырехметровыми потолками. Анна счастлива: новая сцена дает свободу для дальнейших экспериментов. С другой стороны, она ко многому обязывает. «Работы предстоит много», – признается Анна. Новость особенно отрадна, учитывая, что последние два года «Трансформа» была кочующим проектом. Первоначальную локацию проекта – коворкинг SmArt.Point – летом 2021 года пришлось оставить: увеличившаяся арендная плата для «Трансформы» стала неподъемной. «Какое-то время мы находились в прострации, – признается Анна. – Месяца через три мы решили попробовать приходить на уже готовые площадки и, ничего на них не меняя, делать спектакли».

ФОТО: © Андрей Лунин

По словам Анны, формат кочующего театра в какой-то мере отражает суть «Трансформы». «Мы – не место, а люди», – говорит Анна. Это и вправду так: у «Трансформы» нет своей труппы. Вместо нее – так называемые резиденты. Это художники, постановщики и артисты, которые постоянно сотрудничают с этой платформой. Сегодня таких резидентов – порядка десяти человек. К Анне регулярно обращаются молодые театральные коллективы с предложениями о сотрудничестве: «Трансформа» – идеальное место для творческого старта и театральных экспериментов. «Каждый год из той же Академии искусств имени Жургенова выпускается куча студентов – актеров, режиссеров и всех на свете, – рассказывает Анна. – Они выходят и понимают, что в академическом театре мест не так много. Куда им идти? Они организуют свои независимые коллективы. Где выступать такому коллективу? Кто его поддержит на начальном этапе? Ребята идут к нам».

«Трансформа» популярна у молодых коллективов по нескольким причинам. Главная, пожалуй, заключается в том, что эта платформа привержена интересам молодых профессионалов театрального искусства. Для них «Трансформа» – это окно в мир большого театра. Платформа помогает вчерашним студентам театральных вузов обрести первого зрителя. «Это очень важный момент в их профессиональной жизни, – объясняет Анна. – На спектакль вдруг приходят не только друзья и родственники, но и посторонние люди. Мы заранее информируем зрителей: это студенческая работа, приходите поддержать ребят. Зритель видит новые лица, а ребята на сцене обретают новую аудиторию. Бывало такое, что спектакль у нас оставался. Например, «Дом Бернарды Альбы» (пьеса испанского драматурга Федерико Гарсиа Лорки. – Прим. ред.) – дипломная работа студентов курса музыкальной драмы Академии Жургенова. Он прошел настолько удачно, что мы его потом неоднократно ставили».

Билеты на студенческие постановки «Трансформа» намеренно удешевляет: так молодым коллективам помогают расширить аудиторию. Цены бывают символическими – вырученного, как правило, хватает лишь на покрытие части расходов. Готовность пожертвовать коммерческими интересами вообще в духе «Трансформы». «Мы – некоммерческая организация, и все деньги, которые мы зарабатываем, мы вкладываем в новые проекты», – говорит Анна. Проекты часто бывают экспериментальными, рискованными. Это еще одна причина, по которой «Трансформу» любят молодые коллективы. В академическом театре вряд ли найдешь такую свободу высказывания, которую можно позволить себе в «Трансформе». Сразу после нашего интервью Анне нужно ехать в один из алматинских скейт-парков, расположенных в нижней части города. Здесь состоится показ спектакля «Будущее.Док» режиссера Дмитрия Соболева. Постановка – документальная: актеры вместо заранее разученного текста произносят отрывки из интервью, записанных с реальными подростками. «Эта техника называется «вербатим в наушниках» и предполагает дословное воспроизведение текста, транслируемого в аудиозаписи, – объясняет Анна. – На сцене выступают непрофессиональные актеры. Такой формат интересен тем, что дает зрителям возможность лучше понять подростков, их взгляды на дружбу, будущее, родителей. Кроме того, постановка затрагивает такие важные проблемы, как буллинг».

«Будущее.Док» – лишь один из проектов «Трансформы», который может показаться необычным зрителю, привычному к академическому театру. Каждый месяц «Трансформа» реализует от восьми до десяти проектов. Каждый из них оригинален. В конце мая уже на новой площадке «Трансформы» на Барибаева, 36, состоялся показ спектакля «Белый кролик Красный кролик» иранского драматурга Нассима Солейманпура. Эта пьеса, театральный эксперимент Солейманпура, была написана в 2010 году и с тех пор превратилась в международный хит, сыгранный на 28 языках. «Суть постановки в том, что она проходит без подготовки. Никаких режиссеров и репетиций. На каждый спектакль приходит новый актер. Мы вручаем ему конверт – прямо на сцене, перед зрителями, – он его открывает и начинает читать сценарий, который видит первый раз в жизни. А зрители становятся полноценными участниками действия», – рассказывает Анна. В «Белом кролике Красном кролике» команда «Трансформы» старается задействовать инфлюенсеров. В этот раз на сцену вышел участник рейтинга «30 до 30», популярный в социальных сетях учитель химии Улан Усенов. «Он долго не соглашался, ссылался на отсутствие опыта, но я его уговорила», – смеется Анна. Популяризацию театра она считает одной из важных задач «Трансформы».

Забота о зрителях

«Трансформа» помогает выразить себя не только творческим коллективам, но и зрителям. Один из видов театра, предполагающий полноценное участие зрителей в театральной постановке, – партисипативный театр, или театр соучастия. В таком театре, который некоторые полушутя называют психологическим тренингом, зрители сами поднимают волнующие их вопросы – от пустяковых до вполне глобальных. Для некоторых партисипативный театр – возможность узнать ближнего, для кого-то – способ убедиться в том, что есть люди с похожими проблемами. «Люди приходят к нам на партисипативные постановки и понимают, что у нас безопасно, – рассказывает Анна. – Мы не разрешаем снимать происходящее и тем более выкладывать что-то в интернет. Ключевая часть такого театра – обсуждение на тему «что с нами произошло?». Приходят люди, которые не могут ни с кем поделиться своими тайнами. Они нам доверяют, а мы благодаря таким постановкам лучше понимаем, кто к нам приходит. Так формируется сообщество».

ФОТО: © Андрей Лунин

Аудитория у «Трансформы» разношерстная: у театра так много видов постановок, что публика приходит разная. Кто-то предпочитает беби-театр, куда можно привести малышей, кому-то по душе читки пьес, есть те, кто ходит только на музыкальные постановки. «Если попытаться обрисовать портрет нашего зрителя, то это человек, открытый к экспериментам. Зрители приходят к нам за новым опытом. Как правило, это люди, которые не боятся высказывать свое мнение и занимают активную жизненную позицию», – говорит Анна.

«Трансформа» уже реализовала более 180 проектов. Такой продуктивности, по мнению Анны, способствует структура платформы: пока резиденты творят, менеджмент, в состав которого кроме Анны Суворовой входят Ярослав Максименко и Руслан Якупов, занимается организационными и стратегическими вопросами. Особое место в повестке дня Анны занимают вопросы финансирования. «Трансформе», некоммерческой структуре, помогают зарабатывать не только продажи билетов, но и грантовая поддержка. В рамках программы «Социальные инновации в Центральной Азии», реализуемой Фондом Евразии, «Трансформа» в конце прошлого года получила грант. Деньги помогли закупить остро необходимое сценическое оборудование и в конечном счете прописаться по новому адресу на Барибаева, 36. Лето – время затишья в театральной жизни Алматы. «Людей трудно затянуть в помещение, все хотят на природу», – улыбается Анна. Новая сцена, однако, поможет «Трансформе» планировать репертуар на несколько месяцев вперед. В условиях неопределенности, в которой живет сегодняшний мир, это роскошь. Особенно для независимого театра.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить