«Все по плану»: как цифровая трансформация оптимизирует бизнес-процессы

12291

Юлия Станева, партнёр, лидер практики бизнес-консалтинга компании Planingo, рассказала об эффективности цифровой трансформации планирования бизнеса

Юлия Станева
Юлия Станева
Фото: архив пресс-службы

В современных реалиях постоянных изменений перед бизнесом остро стоит вопрос: возможно ли эффективно планировать финансовые потоки и управлять цепями поставок? По словам Юлии Станевой, партнера, лидера практики бизнес-консалтинга компании Planingo, ответ на него дает цифровая трансформация интегрированного планирования, которая делает бизнес более адаптивным, помогая быстро менять оперативный и стратегический планы в соответствии с новыми вызовами.

Юлия, что подразумевает под собой для бизнеса цифровая трансформация планирования?

- Цифровая трансформация предполагает изменение бизнес-модели, когда управленческие решения принимаются на основе массивов цифровых данных. Этому обычно предшествует процесс автоматизации, переводящий ручные операции в IT-системы. Так в компании появляются цифровые данные, с которыми уже можно внедрять более продвинутые инструменты. Например, Control Tower, которая выявляет инциденты в разветвлённых цепях поставок и помогает реагировать на них в режиме реального времени. Или Digital Twin – так называемый «цифровой двойник», цифровое представление физических активов, которое показывает влияние на них разных факторов, помогает планировать и принимать решения.

Какому сегменту бизнеса крайне важно использовать различные инструменты цифрового планирования?

- Правильный ответ на этот вопрос – всем, поскольку неопределенность и изменчивость бизнес-среды по сути стали новой нормой для компаний. Мы видели в последние годы, как пандемия, геополитическая нестабильность в регионе, торговые войны и санкции заставляли бизнес постоянно адаптироваться к совершенно новым условиям: менять структуру поставщиков, каналы продаж, маршруты перевозки, схемы финансирования…

Эта новая норма подталкивает бизнес к планированию на все более короткие сроки, позволяющему адекватно оценивать ближайшее будущее. Многие организации запускают совместное планирование со своими стратегическими партнерами – клиентами или поставщиками. Это делается для проактивности и слаженности в реакции бизнеса на изменения, но в ручном режиме такие задачи очень сложно поддерживать, появляется потребность в цифровых инструментах.

Существуют ли технологии, способные поддерживать бизнес-планирование в условиях постоянных изменений?

- За последние годы произошла настоящая революция в цифровизации интегрированного бизнес-планирования. На рынок буквально ворвались и быстро заняли ведущие позиции IT-платформы с инновационными подходами, зачастую даже не требующие программирования. Эти системы связывают операционные и финансовые планы, используют продвинутые алгоритмы для комплексных вычислений, помогают выстраивать сложные бизнес-процессы, позволяют работать со сценариями и версиями планов, обеспечивают командную работу всех подразделений.

Интересно, что если смотреть на рейтинги систем планирования, многих сегодняшних лидеров рынка еще 10-15 лет назад даже не существовало. Такие IT-платформы, как Anaplan и o9, довольно быстро выросли из стартапов в лидирующих поставщиков, развивая функциональность впечатляющими темпами.   

Какие основные сложности планирования можете отметить?

- Я бы выделила четыре основных сложности. Первая - увеличение частоты циклов планирования и перепланирования из-за изменчивости среды. Вторая - кросс-функциональная природа процесса планирования, порождающая конфликты интересов между департаментами. Третья - недоступность данных в нужное время и нужном месте, что существенно снижает качество управленческих решений. И последняя - устаревшие IT-системы, которые тем не менее продолжают использоваться бизнесом, хотя уже не отвечают реалиям.

Бизнес в Казахстане: есть ли специфика в области планирования?

- Planingo уже несколько лет присутствует на рынке Казахстана, и мы видим, что по уровню зрелости казахстанский бизнес, как и любой другой, нуждается в более продвинутых процессах и системах, которые помогут эффективному управлению. Пожалуй, можно отметить две особенности.

Многие индустриальные компании все еще предпочитают производственную логику коммерческой – думаю, корни этого можно найти в истории предприятий, часто создававшихся еще в период плановой промышленности. И поскольку бизнес в Казахстане продолжает активно развиваться и выходить на новые рынки, компании приходят к необходимости пересмотра своих процессов и алгоритмов принятия решений, чтобы успешно конкурировать и сохранять устойчивость.

Кроме того, интересные задачи приходят от финансовых институтов региона. Не секрет, что банковские и финансовые сервисы потребительского рынка в Казахстане развили по-настоящему продвинутые системы управления и бизнес-модели, которые требуют поддержки со стороны самых современных IT-решений.

Какую роль в бизнес-планировании играет этап прогнозирования?

- Прогноз спроса – один из этапов классического процесса планирования продаж и операций (S&OP). Без прогноза план не построить, он непосредственно влияет на весь операционный цикл. Но в разных индустриях его значимость для бизнеса отличается.

К примеру, в ретейле компании стремятся к тому, чтобы в любой момент иметь самый актуальный прогноз. Для этого развивают demand sensing - улавливают малейшие сигналы рынка в режиме реального времени, например, с помощью платежных данных в точках продаж. Эта информация обрабатывается распознающими паттерны алгоритмами, которые затем могут довольно точно спрогнозировать влияние на продажи разных факторов, например погоды или проведения мероприятия в районе магазина.

При этом в таких отраслях, как металлургия, спрос прогнозируется скорее стратегически, поскольку на операционном горизонте весь производственный план может быть полностью расписан под законтрактованные заказы.

Как определить, в каком случае бизнесу нужна оптимизация и какие эффективные инструменты для ее реализации использовать?

- Обычно бизнес сам видит, что пора заняться оптимизацией. Запрос на изменения приходит либо сверху - когда топ-менеджмент обнаруживает, что компания неэффективна и теряет маржу, либо снизу - когда сотрудники, задействованные в операциях, понимают, что при сложившихся практиках невозможно выполнять рабочие задачи. Как же понять, какую работу необходимо сделать? Я бы рекомендовала сначала провести общую диагностику: на каком уровне зрелости процессов находится компания, какие у нее стратегические цели, комфортен ли процесс для вовлеченных участников, удовлетворены ли результатом бизнес-заказчики. Все это позволит лучше понять текущие боли и цели, которые далее помогут структурировать подход к проекту оптимизации.

Как измерить ценность правильно выстроенного процесса планирования?

- Ценность может приходить из самых разных областей. Например, она может быть выражена в увеличении уровня сервиса, снижении количества упущенных продаж, оптимизации запасов... Иногда компания окупает весь проект за год только за счет сокращения объема списаний либо от внедрения оптимизатора для производственной программы или плана продаж, приносящего максимальную маржинальность.

По моему опыту, настройка процесса S&OP не только решает осознаваемые компаниями проблемы, но и выявляет неэффективные участки, которые ранее могли быть не видны. Это происходит благодаря критическому осмыслению исторически сложившихся подходов и расчетов, что неизбежно в ходе проектов цифровизации. Таким образом, итоговая ценность трансформации планирования может заметно превышать изначальные ожидания и оценки, увеличивая прибыль компаний.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить