«Вы уже везде наследили»: как данные казахстанцев помогают компаниям делать бизнес
И стоит ли расширить частному сектору доступ к ним
19 января 2024 года в Алматы прошел международный Kazakhstan Technology Summit 2024 (K-Tech), в котором приняли участие IT-руководители казахстанских компаний и эксперты в области новых технологических решений.
Мероприятие проводится с 2018 года под эгидой корпоративного фонда Kazakhstan Growth Forum. В саммите 2024 года приняло участие более 200 владельцев, управляющих и IT-руководителей бизнеса. Центральной панельной сессией форума стала тема «Дилемма Data Management: кто отвечает, владеет, монетизирует данные?»
Freedom Турлова покупает IT-провайдера
Покупатель и продавец достигли предварительной договорённости →
Ни для кого не секрет, что сегодня большинство компаний не только в мире, но и в Казахстане, в той или иной степени строят свои бизнес-модели, опираясь на данные: личные, мерчандайзинговые, логистические и так далее. Поэтому организаторы форума позвали солидный состав участников, для которых данные являются либо фундаментом их основной деятельности, на которых и построена компания, либо неотъемлемой частью выстраивания бизнес-процессов.
Модератор основной сессии саммита председатель Kazakhstan Growth Forum Ельдар Абдразаков в своей вступительной речи рассуждал о том, что аккумулирование данных без понимания их полезности и осознания того, где их следуют применять, бесполезны, а в некоторой степени даже вредны. Продолжая развивать тему, он спросил участников, насколько для их бизнесов важны данные.
Руководитель Documentolog Байжан Канафин заявил, что для его компании, которая является разработчиком системы документооборота и занимается автоматизацией бизнес-процессов, «данные очень важны, причем с двух точек зрения»:
– Как для вендора, который разрабатывает продукты для клиентов, так и для компании, которая сама продает свои продукты, – здесь данные нам нужны с точки зрения увеличения продаж, – сказал Байжан Канафин, добавив, что в портфеле Documentolog более 100 тысяч клиентов.
«Яндекс» перенёс серверы yandex.kz в Казахстан
Об этом во вторник, 26 декабря, сообщила пресс-служба компании →
Глава «Первого кредитного бюро» Руслан Омаров также подчеркнул, что основным продуктом его предприятия являются данные.
– Мы являемся первой компанией в Казахстане, которая стала заниматься обработкой данных в большом объеме и первой стала монетизировать их. Этим мы занимаемся уже 20 лет. Это наш главный актив, который интересен тысяче наших клиентов. И мы сейчас развиваемся не только в рамках проекта «Первого кредитного бюро», но и в других направлениях, – сказал участник сессии.
СЕО Prime Source Евгений Щербинин рассказал, что его компания начала работать с крупными заказчиками по внедрению инструментов по защите информационных систем, включая самую первую в Казахстане (на 2007 год) систему по управлению данными.
– И сейчас мы работаем с клиентами, реализуя им продукты, в основе которых лежат данные, с помощью которых выстраиваются бизнес-модели. Могу сказать, что благодаря внедрению систем по управлению данными появляются новые бизнес-сферы, – добавил Евгений Щербинин.
Глава направления бизнес-аналитики Magnum Cash & Carry Сакен Кудияров подчеркнул, что сеть Magnum (240 магазинов в Казахстане и семь – в Узбекистане) использует данные в более широком понимании.
– Это in-house, мета-данные, структурированные данные, синтетические данные и так далее. Это большой блок, на тему которого можно долго рассуждать, – заверил топ-менеджер сети магазинов.
Цифровой директор Kcell Малик Амардинов сказал, что его компания свое развитие неотъемлемо связывает с обработкой и управлением данных. Более того, по его словам, Kcell не только использует данные для собственного развития, но и продает аналитические данные клиентам.
– Мы обрабатываем около трех терабайт данных в день, из которых около полутора терабайт отправляем в наше хранилище. В целом там у нас находится до двух петабайт, но мы там постоянно проводим house-keeping, – рассказал IT-руководитель оператора связи.
СЕО Kommesk Олег Ханин сказал, что его страховая компания использует данные для очень многих расчетов. Например, для принятия решений во взаимодействии с клиентом. Также данные используются для улучшения собственных бизнес-процессов компании.
– Наконец, самое главное в нашей деятельности – это оценка рисков наших клиентов. Наверняка большинство здесь присутствующих являются автовладельцами, и мы можем на основе обработанных данных сказать, кто из вас попадет в ДТП, – предрек глава страховой компании, не уточнив, впрочем, временной разбег.
Параллельно обсуждению очередной из подтем зрителей панельной дискуссии попросили в онлайн-режиме ответить на вопрос, кто в компаниях должен быть ответственным за данные. С небольшим преимуществом победил «CDO (Цифровой директор)», далее шел «Head of IT (глава IT)» и лишь только затем – «CEO (гендиректор)».
Единого мнения не оказалось и среди участников сессии – кто-то считал, что ответственным должен быть собственник бизнеса, кто-то считал, что руководитель компании или CDO, а кто-то – бизнес-аналитик, который и занимается сбором данных.
Руслан Омаров в свою очередь слегка изменил фокус возникшей дискуссии, задавшись вопросом: «Кто на самом деле является владельцем персональных данных?»
– Потребитель. Сам человек ответственен за свои данные. Мы часто говорим о том, что государство у нас в стране само решает, как использовать твои личные данные. Но нужно четко понимать, что твои персональные данные – это твои персональные данные. И использовать их можно только по твоему разрешению, согласию, – сказал Руслан Омаров.
Олег Ханин также затронул вопрос персональных данных, отметив, что для финансового рынка этот аспект сильно усложняет развитие.
– Вы и так уже везде наследили своими личными данными, начиная от того, какие продукты вы покупаете в магазине. И чего переживать?! Ну «заблочите» вы пару раз непонятные звонки и всё. Дайте бизнесу поработать с данными, – под смех зала выдал реплику глава Kommesk.
– В Евросоюзе сейчас начинают использовать такой подход, как «безусловное согласие». Что это значит? То, что клиент дает «безусловное согласие» на то, чтобы ты использовал его данные, но не просто так, а чтобы предоставить ему полезную услугу, – в свою очередь дополнил Руслан Омаров.