Как в Гондурасе: РК значительно уступает Европе, США и России по темпам автомобилизации

21467

В пяти регионах уровень автомобилизации падает

Фото: © Depositphotos.com/mathes

Компания Freedom Finance Global провела комплексное исследование автомобильного рынка Казахстана. В нем, в частности, сообщается, что на 1 сентября 2023 года в Казахстане зарегистрировано 5,09 млн автотранспортных средств. Из них 88%, или 4,47 млн, – легковые автомобили, 10% – грузовые (507,5 тыс.), 2% – автобусы (105,5 тыс.).

По сравнению c аналогичным периодом 2022 года число легковых автомобилей в Казахстане выросло на 16,5%. Наибольший рост – на 41,4% – зафиксирован в Туркестанской области. Также высокий показатель – в Актюбинской (на 34,8%) и в Западно-Казахстанской областях (на 30,5%).

По данным Бюро национальной статистики (БНС), с начала 2023 года (до 1 сентября) прирост количества легковых автомобилей в стране составил 14,4%, что явилось лучшим результатом за последние 10 лет. «Стоит отметить, что исторические данные говорят о довольно длительной стагнации рынка: с 2015 по 2021 год средний годовой спад количества легковых автомобилей составлял -0,7%, – сообщают аналитики Freedom Finance Global. – Полноценный подъем начался лишь в 2022 году. Тогда рост составил 2,9%. За последние 10 лет лучший результат, близкий к этому, был только в 2014 году, когда авторынок легковых автомобилей вырос на 8,7%. Здесь стоит учитывать обвал рынка нефти, который был с конца 2014-го по 2016 год».

За 10 полных лет (с 2013 по 2022 год) количество легковых автомобилей в Казахстане выросло на 6,3%. Пиковым стал 2014 год, когда в стране стало ровно 4 млн легковых машин. Затем показатель снизился, и эта планка вновь была преодолена лишь в 2023 году, когда начал прослеживаться бурный рост количества легковых автомобилей. С учетом 9 месяцев 2023 года прирост за неполные 11 лет (с 2013 года) уже составляет 21,6%.

По данным БНС, на сентябрь 2023 года обеспеченность населения РК легковыми автомобилями в личной собственности составила 22,5 автомобиля на 100 человек. Для сравнения: в США показатель составляет 90,8 (2023 год), в Европе – 57 (2021), а в соседней России – 39,5 (2022). Близкие к Казахстану показатели имеют Гватемала – 23,7 (2020), Гондурас – 22 (2020 год) и Китай – 22,1 (2022).

За пять с половиной лет уровень автомобилизации в стране вырос на 1,47 единицы, или на 6,6%. Он довольно заметно снизился в 2019 и в 2022 годах, но за период с января по сентябрь 2023-го заметно вырос. Отметим, что статистика до января 2022 года учитывает все легковые автомобили, а не только находящиеся в личном пользовании.

Больше всего за пять лет уровень автомобилизации вырос в Восточно-Казахстанской, Алматинской и Туркестанской областях, а также в Шымкенте. Наименьший рост зафиксирован в Северо-Казахстанской и Актюбинской областях. В пяти регионах уровень автомобилизации снизился. Это Акмолинская (-0,16), Атырауская (-0,92) и Мангистауская (-0,96) области, Астана (-0,23) и Алматы (-0,75). Хотелось бы отметить, что Шымкент, находясь в статусе города республиканского значения с численностью 1,2 млн человек, имеет относительно низкий показатель обеспеченности личными автомобилями. Данный фактор вкупе с тенденцией на бурный рост делает Шымкент одним из наиболее привлекательных направлений в сфере продаж автомобилей, считают аналитики.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить