Слово редактора

2288

Аскар Аукенов
Аскар Аукенов
ФОТО: © Андрей Лунин

Мобильность. Эта тема последнее десятилетие одна из самых частых в разного рода исследованиях, на международных форумах, в публикациях СМИ. Эксперты считают, что 2022-й стал годом трансформации индустрии мобильности. Прежде всего увеличилось число электромобилей. В прошлом году, по данным McKinsey, их использование выросло на 80% в Китае и на 40% в США. Другой тренд – вдобавок к каршерингу появились сервисы по автоподписке, которые позволяют пользоваться автомобилем в течение какого-то срока за абонентскую плату. Развиваются технологии беспилотных авто и городской аэромобильности.

В центральной части городов машин становится все меньше, на их место приходят средства микромобильности – электровелосипеды, электросамокаты и мопеды. В 2015–2019 годах объем инвестиций в эту отрасль составил $7 млрд, и после пандемии они продолжают расти. Новый сегмент рынка – сервисы мини-мобильности, предоставляющие электромикрокары. Эти малыши весят от 100 до 500 кг и развивают скорость от 25 до 90 км/ч. Как считают эксперты, к 2030 году объем этого рынка может составить $100 млрд.

Транспортная инфраструктура в мегаполисах трещит по швам. Между тем, по прогнозам ООН, в 2030 году в городах с населением более 10 млн человек будет проживать 750 млн человек (на 35% больше, чем сегодня). В городах с населением более 1 млн человек – 2,3 млрд. Помимо развития общественного транспорта, решить проблемы с их передвижением могут средства мини- и микромобильности.

Мобильность играет важную роль для экономического развития и благосостояния населения. Проблемы с ней увеличивают неравенство и ограничивают доступ к образованию, работе и здравоохранению. Человек, живущий на окраине или в городке поблизости, должен иметь возможность быстро и удобно добраться в мегаполис, где сосредоточены лучшие рабочие места и услуги. Например, приехать на поезде, электричке или авто, которое можно оставить на въезде, пересесть на метро, ЛРТ или автобус и, наконец, взять напрокат электросамокат, чтобы достигнуть конечной точки.

Кстати, по результатам опроса BCG, большинство людей предпочитают машины ОТ потому, что первые дают больше свободы передвижения и ощущение безопасности после ковида. Лишь меньше четверти питают особую любовь к автомобилям. Многие выбирают авто из-за недоступности альтернативных средств. Это значит, что удобные мобильные решения могут побудить людей отказаться от вождения в городах.

Конечно, при быстром распространении чего-то нового не обходится без издержек. Так, в Пекине бесплатный велопрокат стал настолько популярен, что многие стали парковать ненужные авто вдоль дорог, в результате заторы усилились. Сингапур из-за возросшего числа аварий ввел запрет на использование электросамокатов на тротуарах – только на велодорожках. Если в Копенгагене отменили ранее действовавший запрет на электросамокаты, то парижане, напротив, недавно проголосовали за их запрет.

Думается, где-то, как в том же Париже с его отлично развитой системой ОТ, могут себе это позволить, а где-то нет. В Алматы, например, с его растущим населением это вряд ли разумно. Метро находится в зачаточном состоянии, трамвай демонтирован, ЛРТ пока нет. Дороги забиты автобусами и авто, чадящими в пробках. Так или иначе, эксперты считают, что вопросы мобильности следует решать именно на уровне городов, поскольку везде условия разные. Именно поэтому жесткие и не во всем понятные законодательные изменения в отношении электросамокатов вызвали столько критики. Впрочем, власти уже заявили, что они будут пересматриваться.

Безусловно, гибкая регламентация (в отношении той же езды самокатов и мопедов по тротуарам) необходима. Ведь иначе возникнут хаос и людское недовольство. Нужны коммуникации между государством, разными группами населения и сервисными компаниями. Следует развивать инфраструктуру. Ведь, несмотря на сложности, транспортная революция продолжается. И автомобилям, уверены эксперты, суждено уйти в прошлое в качестве основного средства передвижения в мегаполисах.

Приятного чтения!

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить