Паркинг высокого полета

520

Как казахстанский предприниматель вывел на международный уровень проект в сегменте proptech

Амирхан Омаров
Амирхан Омаров
Фото: © Андрей Лунин

Основатель проекта Smart Par­king Technologies, известного также под названием Parqour, 37-летний уроженец Шардаринского района Туркестанской области Амирхан Омаров не без оснований гордится, что смог убедить многих владельцев недвижимости вывести из тени часть бизнеса, связанную с управлением паркингами, тем самым увеличить поступления в бюджет. А также показать, сколько можно заработать на «умных» и современных парковках.

Специалист в области международной экономики, Омаров со студенческих лет вращался в среде «технарей»: Университет Сулеймана Демиреля (SDU), в котором он учился, славится высоким уровнем подготовки IT-специалистов, к тому же эта сфера вызывала повышенный интерес у молодого человека. По окончании университета он пошел в корпоративный сектор, несколько лет отдав таким известным компаниям, как Ernst & Young, Alageum electric и Mercury Properties.

В конце 2018 года Омарова пригласили возглавить направление цифровых технологий в BI Group. В то время строительный холдинг активно внедрял IT в процесс строительства и управления недвижимостью. Работая в корпоративном секторе, Омаров параллельно пытался заниматься собственным бизнесом, правда, признается он, без особого успеха. Были попытки совместно с друзьями создать IT-компанию, найти свое место в более традиционных секторах бизнеса. Работа в корпоративном секторе предоставляла доступ к ресурсам и отчасти к возможностям для экспериментов. Примерно с 2017 года Омаров находился в поиске бизнес-идеи, которую можно было бы реализовать и в Казахстане, и на глобальном уровне.

«Благодаря BI Group я получил возможность поработать на стыке секторов технологий и строительства/управления недвижимостью. Последняя представляет собой очень большую и интересную сферу, на долю которой приходится 13–15% любой мировой экономики. При этом с точки зрения венчурных инвестиций отрасль сильно недофинансирована. Когда я только начал интересоваться технологиями, в сектор недвижимости шло менее 1% венчурных инвестиций. И я понял, что есть смысл попытаться сыграть вдолгую и найти свое место в property tech», – рассказывает собеседник.

Одной из привлекательных ниш показалось строительство коворкингов. В Казахстане этот сегмент развивался успешно – достаточно вспомнить входящий в число активов Mercury Properties бизнес-центр Almaty Towers с коворкингом SmartPoint, который стал одной из площадок, аккумулировавших первые казахстанские стартапы. Но, как оказалось, направление коворкингов не очень хорошо масштабируется. Основную аудиторию таких пространств составляют представители креативного класса, IT-специалисты, а их все же не так много. Изу­чив другие сегменты рынка недвижимости, начинающий предприниматель решил попробовать развивать парковки – большой рынок, внедрять инновации на котором не торопились не только в Казахстане.

В серой зоне

Традиционно управление парковками было консервативной сферой с большой долей ручного труда: сотрудникам необходимо контролировать заезд и выезд автомобилей, обеспечивать охрану, собирать деньги. На рынках развивающихся стран, в том числе в СНГ, эта сфера находилась в тени. «В некоторых странах курс на увеличение прозрачности берет государство, где-то владельцы недвижимости начинают понимать, что они скрывают доходы с парковок от государства, а их сотрудники утаивают выручку от них. Мы приходим к игрокам, которые хотят вести прозрачный бизнес, – современным торговым центрам, базарам, большой запрос в этом направлении мы видим из Европы и США. Тем, кто не хочет работать вбелую, мы не нужны», – поясняет Омаров.

На большинстве рынков парковками управляют компании, занимающиеся обслуживанием зданий. В США управление парковками представляет собой отдельный сегмент экономики, на котором специализируются тысячи компаний, соответственно, и рынок более прозрачный. С точки зрения технического оснащения паркингов на мировом рынке правят бал компании с богатой историей, например австрийская Skidata. Старожилы рынка работают с определенными поставщиками оборудования, как правило очень дорогостоящего, в привычной модели все завязано на поставщика, и установить вместо сломавшейся стрелки шлагбаума более дешевую либо поставить программное обеспечение (ПО) от вендора на камеру альтернативного производителя просто невозможно.

Фото: © Андрей Лунин

«ПО, разработанное Parqour, можно встроить в любое «железо», за счет этого мы сильно снижаем капитальные расходы для владельца парковки. К тому же у глобальных поставщиков систем распознавания нет большой базы казахстанских автомобильных номеров, соответственно, точность распознавания ниже. Для крупных мировых компаний этот вопрос не принципиален: рынок Казахстана не настолько велик, чтобы ради него они собрали сотни тысяч номеров, вкладывались в обучение алгоритма. Точно так же крупные поставщики оборудования ничего не потеряют, если не продадут в нашу страну тысячу-другую камер. Для нас же, как компании из Казахстана, разработка системы, абсолютно точно распознающей местные автомобильные номера, – дело чести», – говорит предприниматель.

За три с половиной года система Parqour обработала и проанализировала миллионы казахстанских автономеров, и сегодня точность распознавания здесь приближается к 100%, тогда как в других странах находится на уровне 99,5–99,8%. Начиная с 2022 года, рассказывает Омаров, компания покупает номера других стран для тренировки своего искусственного интеллекта в Казахстане либо, внося определенную плату, договаривается насчет установки своих систем на зарубежных парковках и тренирует ИИ там. Так, на одной из парковок в Дубае за полгода таким методом удалось собрать и проанализировать 250 тыс. автомобильных номеров.

На рынках Казахстана и США в Parqour первыми в мире начали дифференцировать размер оплаты для разных типов машин – в этом случае недостаточно одного только распознавания номеров, нужно оценивать габариты автомобиля. У пользователей появилась возможность вбить номер своего авто и привязать платежную карту в приложении, например, торгового центра. Благодаря этому можно заезжать в паркинг, не получая билет и не оплачивая парковку в приложении банка – оплата списывается автоматически. Как признает Омаров, такой формат подходит не всем: тем же банкам выгодно, чтобы пользователи как можно чаще заходили в их приложение, да и не каждый автовладелец считает нужным скачивать приложение ТРЦ. Поэтому в перспективе команда проекта «умных парковок» планирует запустить собственное приложение Parqour.

За пределами СНГ Parqour одним из первых запустил динамическое ценообразование в зависимости от уровня загруженности паркинга: если на парковке много свободных мест, расценки снижаются, на пике загрузки платить придется больше. Такой подход позволяет владельцу заработать больше без лишних трат. Паркинг можно использовать в качестве инструмента лояльности – в некоторых ТРЦ или сетевых магазинах такой подход применяется и сейчас, но внедрение современных систем дает возможность оцифровать процесс. «Мы первыми в Казахстане начали делать аналитику: сколько времени автомобиль находится на парковке и каким образом это может повлиять на расценки. В принципе, мы можем собрать огромное количество данных: какие модели встречаются чаще, каков пол водителей или, скажем, когда заканчивается действие страховки. Но мы не авторизованы собирать эти данные, так что сразу оговариваем, что наша система распознает исключительно номера машин, даже камеры устанавливаем так, чтобы не видеть водителя. Parqour работает на западных рынках, где к вопросам конфиденциальности данных относятся очень строго, и нам не хотелось бы попасть в неприятную историю», – комментирует Омаров.

Parqour помогает снизить операционные расходы и сократить долю ручного труда. Если в традиционной схеме одну парковку обслуживают 5–10 человек, то после внедрения технологии умного паркинга контроль над полусотней парковок ведется из одного кол-центра, в котором в одну смену трудятся два-три оператора. Можно по-разному относиться к этому факту, но для многих клиентов, столкнувшихся с необходимостью повышать зарплату персоналу, именно минимизация доли ручного труда оказалась весомым аргументом в пользу выбора Parqour.

Потенциальный актив

Пробивать инновации в консервативной и находившейся в тени сфере было нелегко. Основателю проекта помогали знакомства, наработанные за годы, проведенные в секторе недвижимости. Тем не менее Parqour начал выходить в плюс только в конце 2023-го, спустя три с половиной года после запуска, а до этого работал в убыток. По словам Омарова, причин тому было несколько: и необходимость содержать достаточно большой штат разработчиков, и нежелание многих участников рынка выходить из тени.

В сегмент государственных муниципальных парковок команду просто не пускали. «Мы предлагали выделить нам пилотный участок, чтобы показать на его примере, какова на самом деле себестоимость парковки и что с каждых 100 тенге, которые заплатил горожанин, бюджет на самом деле может получать 95–96 тенге, а не те крохи, которые получает сейчас», – рассказывает Омаров. Неоднозначное влияние оказала пандемия: на ее фоне, конечно, вырос спрос на бесконтактные технологии, но в то же время из-за локдауна на некоторое время закрылись ТРЦ, а сотрудники компаний перешли на удаленку. После Кантара Parqour потерял нескольких клиентов, в том числе алматинский ТРЦ «Променад», где в обустройство парковки вкладывал свои инвестиции. Во время беспорядков пострадали паркоматы, а это самая дорогая часть автоматизированной парковки.

Фото: © Андрей Лунин

Вместе с тем после Январских событий к инновационному проекту проявили более живой интерес муниципальные и государственные структуры. «Мы начали получать такие знаковые объекты, как аэропорт Астаны, интерес проявили и в МЦПС «Хоргос» – нас пригласили поставить систему после того, как встал вопрос о контроле количества заездов и выездов машин. К тому же мы можем отслеживать не только номера, но и габариты автомобилей, а для таможни это нужная опция», – поясняет Омаров. Команда проекта сегодня ведет переговоры о сотрудничестве с акиматами Астаны и Шымкента.

По мнению собеседника, решением проблемы парковок в крупных городах могло бы стать развитие рынка аренды парковочных мест. «На самом деле нужно скорее говорить не о дефиците парковочных мест, а об их неравномерном распределении: паркинги при торговых и бизнес-центрах пустуют ночью, а днем много свободных мест остается на парковках ЖК, жители которых уезжают на работу. Почему бы с помощью системы распознавания номеров не оцифровать этот рынок и не сделать так, чтобы ТРЦ мог сдавать места в паркингах в аренду людям, которые живут поблизости, а любой желающий горожанин сдавал бы свое место на парковке человеку, который работает неподалеку от его дома? Это позволит равномерно распределить нагрузку на паркинги, да и парковка превратится в актив, на котором желающие смогут заработать деньги, пусть и небольшие. Технологии позволят рынку стать более прозрачным и динамичным», – рассуждает Омаров.

В настоящее время Parqour работает на рынках 25 стран, в Азербайджане система установлена в аэропорту Баку, в планах сотрудничество с аэропортом Манас в Бишкеке, ведутся переговоры с аэропортом Ташкента. Подключение таких крупных стратегических объектов вызывает доверие у других участников рынка. Компания быстро растет в Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане, Азербайджане, правда, уточняет основатель, речь идет о частном сегменте; в государственном в постсоветских странах приходится сталкиваться с такими же проблемами, как на домашнем рынке. В планах запустить совместные проекты с департаментом транспорта города Дубая, запустить пилот в одном из крупных городов Саудовской Аравии – Даммаме, а также более предметно сосредоточиться на рынке США.

Основатель и несколько инвесторов вложили в Parqour примерно $7 млн, включая деньги, заработанные в процессе становления компании. Около 100 клиентов купили решения, многие выбирают бизнес-модель, в рамках которой команда переобо­рудует парковку за собственный счет, а далее работа строится по модели разделения доходов и в течение нескольких лет клиент ежемесячно возвращает 10–15% от заработанной суммы. Такое сотрудничество выгодно обеим сторонам: клиент несет меньшие расходы, чем если бы сам купил систему и отдал всю сумму сразу, операционные расходы снижаются и для Parqour. Модель приносит команде 60–70% дохода, хотя работа на крупных объектах не обходится без поисков кредитов и инвестиций.

«Отчасти такая модель размывает фокус, мы занимаемся вещами, не свойственными технологическим компаниям, – рисуем разметку, обеспечиваем клининг, – но она обеспечивает стабильный доход и рост в условиях «венчурной зимы», которая началась на глобальном рынке в 2022 году и ударила по компаниям, специализирующимся только на продажах технологий и подписках. В таких непростых условиях очень важно оставаться эффективными», – отмечает Омаров.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить