Алгоритм в помощь: как искусственный интеллект меняет подходы к здравоохранению

48770

ИИ может увеличить эффективность существующих методов лечения, ускорить разработку новых лекарств и расширить доступ к медуслугам

Фото: © Depositphotos.com/photography33

Медицинские услуги – сфера, в которой особенно важна персонализация. Эффективность лечения зависит от особенностей человеческого организма, поэтому провайдеры медуслуг стремятся к максимальной индивидуализации. В этом им помогают современные технологии, особенно искусственный интеллект (ИИ). По мнению экспертов The Boston Consulting Group, использование ИИ способно придать серьезный импульс здравоохранению. ИИ может увеличить эффективность существующих методов лечения, ускорить разработку новых лекарств и расширить доступ к медуслугам.

В то же время пациенты с осторожностью воспринимают широкое внедрение цифровых технологий в медицине. Многих пугает перспектива принятия алгоритмом решений, касающихся здоровья. Риски, связанные с искаженными результатами анализов и утечкой конфиденциальных данных, вызывают беспокойство как у экспертов, так и у пациентов. С одной стороны, эти опасения обоснованны: здравоохранение не терпит легкомысленности. С другой – внедрение ИИ может предложить огромные преимущества: более точную диагностику, персонализированное лечение и усовершенствованную организацию медицинской помощи. Еще важнее то, что за счет ИИ можно улучшить доступ широких групп населения к здравоохранению.

Умно и полезно

Революционный потенциал современных технологий уже проявился в фармацевтике. Если бы не ИИ, человечество бы не справилось с пандемией коронавируса в такие короткие сроки. Именно цифровые технологии позволили ученым быстро разработать и выпустить вакцину от ковида. Использование генеративного ИИ, способного самостоятельно производить информацию, в корне изменило процессы разработки лекарственных препаратов и проведения клинических испытаний. Сегодня разработка лекарства может занять всего 18 месяцев – в разы меньше срока, который был необходим фармкомпаниям всего несколько лет назад. Расходы на разработку также сократились кратно благодаря внедрению ИИ.

Похожая революция происходит в диагностике болезней. ИИ уже превосходит врачей-радиологов в диагностике некоторых форм рака. Стартапы и крупные технологические компании активно работают над решениями в области онкологии на основе ИИ. Эти решения используют алгоритмы для более раннего и точного выявления рака. По прогнозам BCG, в скором будущем ИИ сможет в реальном времени вести мониторинг состояния пациентов. В сочетании с анализом данных это поможет определить, когда больным необходимо врачебное вмешательство.

ИИ пригождается и тем, кто не нуждается во врачебном уходе. Мобильные приложения уже сегодня помогают вести здоровый образ жизни, поощряя правильные привычки и следя за основными параметрами активности и жизнедеятельности пользователей. Благодаря ИИ эти приложения постоянно совершенствуются, что помогает пользователям самостоятельно следить за здоровьем, не прибегая к помощи врачей. При этом в BCG отмечают: даже самый совершенный ИИ не заменит человеческого общения. Эмпатия – важная составляющая медицины, поэтому врачи по-прежнему будут востребованы.

Генеративный ИИ используют не только фармкомпании, провайдеры медуслуг и разработчики приложений. ИИ меняет и такую сферу, как страхование. Страховым компаниям ИИ помогает прогнозировать риски, выстраивать математические модели и налаживать взаимоотношения с клиентами. ИИ умело использует медицинскую историю пациентов, демографические и социальные факторы для определения основных угроз для здоровья того или иного страхователя.

Государственные и общественные организации в сфере здравоохранения также могут поставить ИИ себе на службу. Его использование может улучшить процесс планирования и распределения ресурсов в области общественного здравоохранения. ИИ, к примеру, способен предупреждать экспертов и чиновников о появлении и распространении тех или иных вирусов. Такая помощь бесценна, учитывая, какой урон здравоохранению и экономике нанесла пандемия коронавируса.

Доверительные отношения

Разумеется, цифровые технологии нельзя внедрять бездумно. ИИ, как и любая другая технология, может ошибаться. Данные, которые использует ИИ для принятия решений, также могут быть неверными. ИИ – новая технология, поэтому выдаваемые ею результаты необходимо перепроверять. Особого внимания требуют вопросы конфиденциальности данных. Компании, работающие в сфере здравоохранения и использующие ИИ, должны удостовериться в том, что информация о здоровье пациентов надежно защищена.

Что касается доверия пациентов к цифровым технологиям, то его необходимо выстраивать поэтапно, считают в BCG. Опасения людей требуют внимания – в конце концов, нет ничего более ценного, чем здоровье. Провайдерам медуслуг необходимо быть откровенными с пациентами, которые задают вопросы о роли ИИ в процессе диагностики и лечения заболеваний. Доверие между врачом и пациентом – важнейший аспект работы медицинских организаций. Разум­ное использование ИИ способно его укрепить.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить