Как обжаловать результаты налоговой проверки

35198

И на что обратить особое внимание в новом нормативном постановлении о применении судами налогового законодательства

ФОТО: Depositphotos/zolnierek

Верховный суд РК принял 22 декабря 2022 года новое нормативное постановление №9 «О некоторых вопросах применения судами налогового законодательства». Подобные постановления имеют большое значение для правоприменительной практики, так как служат не только разъяснением для местных судов, но и ориентиром для практикующих юристов о том, как лучше выстраивать позицию в спорах.

В указанном документе затронуты типовые вопросы, возникающие в разбирательствах с налоговыми органами. Остановлюсь на тех из них, которые имеют наибольшее прикладное значение.

Налоговый кодекс устанавливает, что налоговые органы вправе требовать исключения из вычетов по корпоративному подоходному налогу и из зачета по налогу на добавленную стоимость расходов по сделкам, признанными недействительными в судебном порядке. Подобные иски подаются самими налоговыми органами. В нормативном постановлении указано, что основанием для удовлетворения указанных исков является то, что, во-первых, основной целью сделки была неуплата налогов, во-вторых, по сделке обязательство контрагентом не исполнено. Соответственно, задача налогоплательщика – доказать в суде, что все налоги уплачены, а также что все обязательства подрядчика выполнены. Более того, подобная постановка вопросов позволяет проще обжаловать начисления по операциям с контрагентами, которые признаются налоговыми органами неблагонадежными.

Также налоговые органы могут подавать иски о ликвидации юридических лиц в связи с допущенными при их создании нарушениями, которые носят неустранимый характер. К таким нарушениям отнесено, к примеру, неполучение визы бизнес-иммигранта на иностранца, создавшего юридическое лицо. Однако налоговые органы должны подавать иски в пределах своей компетенции. Поэтому Верховным судом выражена позиция, что, помимо указанного нарушения с визой, необходимо оценивать – для чего создавалась организация. Не преследовались ли цели уклонения от уплаты налогов без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность?

В постановлении отдельно отмечается возможность оспаривания предписания о назначении налоговой проверки. Напомню, раньше оно могло оспариваться только до окончания налоговой проверки. Сейчас же налогоплательщик может начать и, не останавливаясь, продолжать оспаривать законность предписания, с тем чтобы использовать состоявшиеся судебные акты при обжаловании результатов уже завершенной проверки.

Кроме того, налогоплательщики могут обжаловать результаты налоговой проверки, если налоговый орган неправильно провел процедуру заслушивания, предусмотренную законодательством об административных процедурах. К примеру, если налоговый орган при проведении заслушивания обозначил конкретные нарушения и налогоплательщик их устранил, при этом проверка назначена и проведена, налогоплательщик может оспорить результаты проверки ввиду отсутствия оснований для ее назначения.

Еще одним положительным моментом является уточнение, что исполнение уведомления о результатах налоговой проверки не лишает налогоплательщика права на обжалование такого уведомления. Предполагая обратное, раньше многие налогоплательщики не исполняли уведомления. Тем самым они рисковали заплатить большую сумму пени, если обжалование не давало положительных результатов, так как на период обжалования начисление пени не прекращается.

В нормативном постановлении ВС есть и другие разъяснения многих нюансов налоговых споров, которые полезно знать. Поэтому его целесообразно изучить не только налоговым консультантам, но и в целом бизнесу.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить