Почему казахстанские университеты недотягивают до лидерства в мировых рейтингах
Хотя Казахстан – явный лидер в области высшего образования в Центральной Азии

В 1953 году Совет министров СССР постановил открыть несколько вузов для подготовки горных инженеров – в Перми, Туле и Караганде. Первоначально в Карагандинском горном институте преподавали только две специальности: «разработка месторождений полезных ископаемых» и «горная электромеханика». Набрали на эти направления 200 студентов. Второй датой рождения Карагандинского горного института считается 1958 год: тогда его преобразовали в политехнический, и это был первый политех в Казахстане. Летом 2022 года, уже переименованный в Карагандинский технический университет имени Абылкаса Сагинова, вуз снова стал первым – на этот раз в рейтинге технических вузов Казахстана, по оценке независимого агентства IQAA-Ranking.
В глобальном рейтинге QS World University Rankings 2023 года Карагандинский технический университет вошел в кластер «651–700». В азиатской версии этого рейтинга, QS Asia University Rankings, вуз занял место в сегменте «271+». Наряду с карагандинским политехом в азиатский рейтинг QS вошел 31 вуз из Казахстана, восемь – из Узбекистана, два – из Кыргызстана и один – из Таджикистана.
Очевидно, что Казахстан доминирует в рейтинге QS среди центральноазиатских стран. Два отечественных вуза вошли в первую сотню, а Казахский национальный университет имени аль-Фараби и вовсе пробился в топ-50, заняв 44-е место. Это весомое достижение: в QS Asia ранжируются 760 вузов, в том числе из таких стран, как Япония, Индия, Китай, Сингапур, Южная Корея, Гонконг, Малайзия, Тайвань. Именно эти промышленные и экономические центры обычно занимают первые 20 строк азиатского рейтинга. В 2023 году, впервые за 15-летнюю историю, на первое место вышел Пекинский университет. До этого четыре года подряд «золото» брал Национальный университет Сингапура. Китай – лидер QS Asia и по количеству вузов: их в списке 128. Затем следуют Индия (118 вузов) и Япония (106).
QS World University Rankings 2023
№ | Institution |
---|---|
150 | Al-Farabi Kazakh National University |
277 | L.N. Gumilyov Eurasian National University (ENU) |
405 | Satbayev University |
443= | Auezov South Kazakhstan University (SKU) |
481= | Kazakh National Agrarian University KazNAU |
511-520 | Abai Kazakh National Pedagogical University |
561-570 | Almaty Technological University |
651-700 | Karaganda State Technical University |
651-700 | S.D. Asfendiyarov Kazakh National Medical University |
701-750 | Khoja Akhmet Yassawi International Kazakh-Turkish University |
801-1000 | Academician Y.A. Buketov Karaganda University |
801-1000 | Kazakh-British Technical University |
801-1000 | NJSC KIMEP University |
1001-1200 | Kazakh Ablai Khan University of International Relations and World Languages |
1201-1400 | Saken Seifullin Kazakh Agrotechnical University |
1201-1400 | Toraighyrov University |
«Китай вложил огромные средства в развитие высшего образования, как с точки зрения качества и количества сотрудников, так и в плане исследований в вузах. Страна стремилась превратиться из сцены, ориентированной на внутренний мир, в международную. Результаты очевидны всем, кто наблюдал за ростом Китая в последнее десятилетие», – объясняет успех Поднебесной управляющий отделом рейтингов QS доктор Эндрю Макфарлен.
QS – это Quacquarelli Symonds, международное аналитическое агентство в области высшего образования. Свой список лучших вузов, входящий в тройку самых авторитетных глобальных рейтингов университетов, QS составляет уже 19-й год подряд. В расчет принимаются академические достижения вузов, признание выпускников среди работодателей, а также вклад в развитие научных исследований, качество образовательной среды, процент иностранных преподавателей и степень мобильности студентов. Оценивать работу казахстанских вузов команде международных экспертов QS помогает недавно открывшийся алматинский офис агентства. Кроме прочего, сотрудники алматинского QS помогают казахстанцам поступать в зарубежные вузы и способствуют налаживанию академического сотрудничества.
Регионы против столиц
Казахстанских вузов в QS несколько. После КазНУ в азиатском списке QS идет Евразийский национальный университет им. Гумилева (96-е место), затем – Satbayev University (128). При этом КИМЭП занимает 233-ю строчку, уступая КазНПУ имени Абая (147), Казахскому национальному аграрному исследовательскому институту (162) и Южно-Казахстанскому университету им. Ауэзова (177). «Университет КИМЭП является ведущим университетом по показателям научной производительности среди вузов Центральной Азии – как по объему опубликованных научных трудов, так и по их влиятельности. Вместе с тем 196-е место (КИМЭПа. – Прим. ред.) среди вузов Азии по индикатору качества исследований (количество цитирований на одну публикацию) и 440-е по индикатору научной производительности (количество публикаций на одного преподавателя и сотрудника) ярко свидетельствуют о невысоком уровне научных исследований не только казахстанских университетов, но и вузов Центрально-Азиатского региона в целом», – объясняют ситуацию составители рейтинга. Кроме того, по доле иностранных преподавателей КИМЭП, например, уступил Кыргызско-Турецкому университету «Манас», хоть и всего 0,1 балла.

Топ вузов РК, больше всех заработавших на грантах от государства
Госрасходы на образование в 2022 году составили рекордные 5,47 % от ВВП →
Интересно положение в рейтинге «нераскрученных» областных вузов. О карагандинском мы уже сказали. Немногим ниже его, в кластере «301–350», расположился Восточно-Казахстанский технический университет им. Серикбаева. ВКТУ позиционирует себя как «базовый инженерный вуз Казахстана», расположенный «на стыке границ России, Китая и Монголии». 65 лет назад он открылся как Усть-Каменогорский строительно-дорожный институт. Университетом ВКТУ стал в середине 90-х, как и многие другие казахстанские вузы. Сегодня в ВКТУ два факультета – базовой инженерной подготовки и гуманитарного образования, – а также семь школ, в том числе школа бизнеса, школа наук о земле и школа технологий атомной и традиционной энергетики.
В рейтингах Quacquarelli Symonds ВКТУ участвует с 2015 года. Сначала ранжировался в QS EECA (рейтинг университетов развивающихся стран Европы и Центральной Азии), а недавно стал частью азиатского рейтинга. Проявить себя в рейтинге ВКТУ помогают «развитые партнерские отношения как с учеными университетов Казахстана и зарубежья, так и с промышленными гигантами Восточно-Казахстанской области», говорит начальник управления стратегии развития и обеспечения качества вуза Дарья Аноп. Она называет такие предприятия, как «Казцинк», УМЗ, KAZ Minerals, УКТМК. «Тесное сотрудничество и реализация прорывных проектов обеспечивают университету достаточно хорошую репутацию в академических кругах и среди работодателей», – отмечает Аноп. Кроме того, соотношение количества студентов и преподавателей в университете приближено к международным стандартам.
QS World University Rankings: Asia 2023
№ | Institution |
---|---|
44 | Al-Farabi Kazakh Nati onal University |
96 | L.N. Gumilyov Eurasian National University (ENU) |
128= | Satbayev University |
147= | Abai Kazakh National Pedagogical University |
162= | Kazakh National Agrarian University KazNAU |
177= | Auezov South Kazakhstan University (SKU) |
233= | NJSC KIMEP University |
235 | Academician Y.A. Buketov Karaganda University |
239 | Khoja Akhmet Yassawi International Kazakh-Turkish University |
251-260 | Kazakh-British Technical University |
271-280 | Karaganda State Technical University |
301-350 | Almaty Technological University |
301-350 | D. Serikbayev East Kazakhstan state technical university |
301-350 | S.D. Asfendiyarov Kazakh National Medical University |
351-400 | Kazakh Ablai Khan University of International Relations and WorldLanguages |
401-450 | Saken Seifullin Kazakh Agrotechnical University |
401-450 | Sarsen Amanzholov East Kazakhstan State University |
451-500 | Narxoz University |
451-500 | Zhangir Khan West Kazakhstan Agrarian-Technical University |
501-550 | I.Zhansugurov Zhetysu State University |
501-550 | North-Kazakhstan State University named after M. Kozybayev |
501-550 | Semey State University named after Shakarim |
501-550 | Suleyman Demirel University, Kazakhstan |
551-600 | K.Zhubanov Aktobe Regional State University |
Казахстан в целом отличается высоким уровнем по индикатору «соотношение количества преподавателей и студентов», отмечают составители рейтинга QS. КазНУ и ЕНУ по этому показателю вошли в десятку лучших в Азии, заняв пятое и шестое места соответственно. Что касается других индикаторов, то тут у отечественных вузов не все так радужно. «Более 80% преподавателей и сотрудников высших учебных заведений страны занимаются исключительно преподавательской деятельностью и не принимают участия в научных исследованиях, – отмечает региональный директор QS по Центральной Азии и Восточной Европе Сергей Христолюбов. Он уверен: цитируемость казахстанских ученых в авторитетных научных изданиях и сотрудничество с международными научными экосистемами являются основными путями «повышения глобальной конкурентоспособности высших учебных заведений республики».

Как в Гарварде присуждают стипендии имени Нурлана Каппарова
30 марта 2023 года государственному деятелю и бизнесмену Нурлану Каппарову ... →
«Казахстан показывает значительно лучшие результаты по показателю «количество студентов на одного преподавателя», чем по любому другому. Средний балл казахстанских вузов в мировом рейтинге QS по этому индикатору составляет 57,6. Если вы сравните это со средним баллом по количеству цитирований на факультет (1,3) или академической репутации (13,9), вы увидите, что это выдающийся показатель, который ставит Казахстан выше Великобритании, Австралии и Канады в этой области», – говорит Макфарлен. По словам представителя QS, соотношение преподавателей и студентов важно: оно показывает, что университет выделяет ресурсы для преподавательской деятельности. При этом Макфарлен оговаривается: этот индикатор не является прямым показателем качества образования.
С экспертами согласны и в самих вузах. Отвечая на вопрос, что мешает ВКТУ подняться выше по списку, Аноп, помимо роста конкуренции в рейтинге, называет общую для всех отечественных вузов причину. «Научные исследования – весомый показатель эффективности вуза. Казахстанские ученые разрабатывают инновационные проекты, фиксируют их результаты в высокорейтинговых журналах. Однако цитируемость их статей в целом и ВКТУ в частности еще не набрала того объема, который свидетельствовал бы о налаженной международной коллаборации. Будучи региональным вузом, ВКТУ уступает столичным университетам по показателю и «иностранные студенты». Не так много студентов из зарубежных стран хочет учиться в небольшом провинциальном городе», – констатирует представитель Восточно-Казахстанского технического университета.
В Карагандинском техническом университете усиленно развивают международные научные связи. «К чтению лекций, проведению семинаров и исследованиям привлечены талантливые научные сотрудники из ведущих вузов мира. На базе университета созданы научные центры и лаборатории мирового уровня, что помогает научным сотрудникам получить доступ к новым технологиям и оборудованию для проведения качественных научных исследований. Для стимулирования научных сотрудников к публикации своих исследований в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus, эти публикации полностью покрываются за счет средств вуза. Проведена работа по укреплению научных коллабораций с другими университетами и научными организациями, увеличено количество научных публикаций совместно с признанными зарубежными учеными», – рассказывает ректор университета Марат Ибатов.
Активно участвует в международных рейтингах еще один региональный вуз – Западно-Казахстанский аграрно-технический университет имени Жангир-хана (ЗКАТУ). В рейтинге QS EECA 2022 года он занял место в кластере «351–400». В азиатской версии QS 2023 года вошел в категорию «451–500». Среди технических вузов уральский вуз на четвертой строчке азиатского рейтинга.

Казахстан и Китай будут совместно готовить технических специалистов
В первую очередь их обучат машиностроению по передовым китайским технология... →
ЗКАТУ, или Жангир хан Университет, был образован в 1963 году в Уральске как сельскохозяйственный институт с тремя факультетами: агроэкономическим, ветеринарным и механизации сельского хозяйства. В 1996-м вуз был переименован в аграрный университет, в 2000-х стал называться аграрно-техническим университетом. Факультеты в вузе – индустриально-технологический, политехнический, агротехнологии и пр. – называются институтами. Действует программа по развитию интернационализации. Среди направлений исследований значатся среди прочего загадочные «технологии клонального микроразмножения растений» и «динамика воспроизводства фоновых видов рыб». Более знакомо звучат такие научные задачи, как селекция казахской белоголовой породы и акжайкских мясошерстных кроссбредных овец.
В мировой версии QS ЗКАТУ нет, зато есть Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави с его 10 тыс. студентов и 54 специальностями – от бизнеса и медицины до политологии и искусства. Открытый в 1991 году и работающий по межправительственному соглашению между Казахстаном и Турцией, МКТУ расположился в категории «701–750», ниже других казахстанских вузов. Лучший показатель у него – соотношение студентов и преподавателей, а худший – цитируемость (1,2). Впрочем, и у казахстанского лидера, КазНУ (150-е место), цитируемость ненамного больше – 1,3.
Закрепить результаты
Всего в глобальной версии QS 2023 16 «казахстанцев», как и годом ранее. В других рейтингах наших еще меньше. Так, рейтинг глобальных университетов агентства US News заметил только Назарбаев Университет (НУ) и КазНУ, поместив их на 1250-ю и 1664-ю строчки соответственно. В азиатской версии этого рейтинга НУ – 390-й, а КазНУ – 603-й. НУ также входит в предметные рейтинги US News: 362-е место в электротехнике и электронике и 626-е – в инжиниринге.
Шесть вузов Казахстана пробились в глобальный рейтинг по версии Times Higher Education: помимо КазНУ, ЕНУ, Satbayev University и КазНПУ им. Абая, это Карагандинский университет Казпотребсоюза и Кокшетауский госуниверситет. Все они – во второй тысяче из 2345 участников.
The Times Higher Education World University Rankings 2023
№ | Institution |
---|---|
1001–1200 | Al-Farabi Kazakh National University |
1201–1500 | L.N. Gumilyov Eurasian National University |
1501+ | Satbayev University |
— | Karaganda University of Kazpotrebsoyuz |
— | Abai Kazakh National Pedagogical University |
— | Kokshetau State University |
«Центральноазиатским вузам необходимо инвестировать в развитие научных исследований, с акцентом на приоритетные предметные области, и по возможности развивать международные научные коллаборации для повышения эффективности этих усилий», – рекомендует старший вице-президент QS Бен Саутер. По его мнению, Казахстан – явный лидер в области высшего образования в Центральной Азии. Если страна правильно распределит ресурсы и расставит приоритеты, то местные вузы станут влиятельнее на азиатском образовательном пространстве в целом. «Отличными примерами положительных результатов являются достижения Казахстана по индикаторам доли иностранных преподавателей и студентов», – отмечает Саутер.

Об одиночестве университетских управленцев в Казахстане
Это системное явление и проявляется на всех уровнях, от проектного менеджер... →
Однако, предупреждает эксперт, пока Казахстан не решит вопросы финансирования вузов, повышения квалификации рабочей силы и снижения нефтяной зависимости – в том числе в соответствии с амбициозной стратегией развития страны до 2050 года, – реформы в образовании будут идти «с учетом сложностей переходного периода». Мнение вице-президента QS поддерживает его коллега Сергей Христолюбов. Важнейшей задачей на краткосрочную и среднесрочную перспективы он считает укрепление кадрового потенциала казахстанских вузов. Христолюбов полагает, что достижение этой цели позволит усилить влияние местных вузов на глобальную научную повестку, а также сделать их более узнаваемыми в международных академических кругах и среди работодателей.
Эндрю Макфарлен дает практические советы: «Казахстан должен стремиться нанимать качественных исследователей со всего мира, если хочет идти в ногу с регионом. Для этого необходимо сначала внедрить структурные изменения. Предметы следует преподавать на английском языке; для зарубежных преподавателей нужно создать такие условия, при которых административная и культурная адаптация была бы плавной». Макфарлен убежден: широкое применение английского языка в образовании оправдывает себя. В пример он приводит Сингапур и Гонконг. Тамошние вузы на протяжении десятилетий имеют прочные связи с мировыми университетами, которые крепнут за счет английского языка. Китай пошел по схожему пути: он привлекает специалистов мирового класса во флагманские учебные заведения и предлагает программы полного обучения на английском языке для иностранных студентов.