МОФ «Білім-Инновация»: качественное образование, осознанное воспитание

34797

Как взрастить конкурентоспособное подрастающее поколение в духе национальных традиций

Дархан Оте
Дархан Оте
Фото: архив пресс-службы

Первые лицеи «Білім-Инновация» (КТЛ) появились в 1992 году при поддержке президентов Казахстана и Турции Нурсултана Назарбаева и Тургута Озала для сотрудничества двух стран в области образования. Для координации деятельности лицеев был создан международный общественный фонд (МОФ) «Білім-Инновация». Под руководством фонда находятся 32 государственных лицея «Білім-Инновация», шесть частных школ и две международные школы: Spectrum в Астане и Galaxy в Алматы. Президент МОФ «Білім-Инновация» Дархан Оте рассказал об особенностях учебно-воспитательного процесса и трансформации образовательных учреждений.

Дархан Ермаханович, какой трансформационный путь прошел МОФ «Білім-Инновация» за последние 30 лет?

– За прошедшие десятилетия фонд внес значительный вклад в модернизацию казахстанского школьного образования. Под руководством фонда была создана сеть инновационных организаций, которая стала площадкой для внедрения передовых образовательных технологий. Все 32 государственных лицея «Білім-инновация» являются специализированными организациями образования естественно-математического направления. Лицеи проводят конкурсный набор учащихся с седьмого класса, в ходе которого претенденты сдают вступительные экзамены по математике, логике и читательской грамотности. Более того, стремясь сделать образование доступным каждому ребенку, для детей из сельской местности предусмотрена 10-процентная квота. Счастливый билет в будущее получают и дети из малообеспеченных семей: для них также предусмотрена 15-процентная квота при поступлении. Главная цель нашего фонда — это воспитание конкурентоспособных молодых людей, которые имеют правильные ориентиры в жизни: интеллектуально-нравственные ценности в духе национальных традиций.

Что включает в себя образовательный процесс в лицеях?

Образовательную философию фонда можно охарактеризовать, рассмотрев наш логотип. Как мы видим, на нем изображен казахский национальный орнамент и ласточка, у которой крылья обозначены в виде книг. Издревле казахи считали ласточку священной птицей: в доме, где она свила гнездо, поселяется «береке» (каз.) – благодать. Ласточка олицетворяет образ сплоченной семьи. Именно школа является одним из самых уютных и теплых мест для каждого ребенка. Книги, изображенные на крыльях ласточки, являются источником знаний и олицетворяют каждого ученика, который стремится к развитию.

Одной из особенностей образовательной платформы лицеев является внедрение трехъязычной модели, которая включает казахский, русский и английский языки. То есть мы претворяем в жизнь государственное стратегическое направление по обучению подрастающего поколения трем языкам.

Казахский язык играет ключевую роль в формировании национальной идентичности учащихся, приобщении к истории и культуре страны. На казахском языке ребята изучают гуманитарные предметы.

Обучение на русском языке позволяет гармонично интегрировать разные этнические группы учащихся в нашу экосистему и обеспечивать эффективное взаимодействие между ними, способствуя культурному и языковому разнообразию.

Английский язык играет интегрирующую роль, открывая доступ к знаниям, технологиям и культурным достижениям всего мира. На английском языке в лицеях преподаются предметы естественно-математического цикла: математика, физика, химия, биология, информатика. Также мы предлагаем на выбор и изучение других иностранных языков.

В образовательную систему «Білім-Инновация» успешно интегрирована система оценки результатов учебных достижений учащихся: тестирование по соответствующим предметам («білім тексеру сынағы» – БТС) проводится в конце каждой четверти. По результатам данного экзамена составляются отчеты успеваемости по каждому лицею. Более того, руководство видит, по какому предмету отстает тот или иной ученик, и прилагает необходимые усилия для персональной проработки нужных тем. Все занятия в лицеях проводятся с применением подхода PBL (Project-based learning) – ученик изучает новую тему через выполнение проектов. Таким образом, он не только проходит учебный материал, но и развивает компетенции, которыми должен обладать успешный во всех сферах человек.

Лицеи «Білім-Инновация» входят в топ-100 лучших школ Казахстана по результатам республиканских и международных предметных олимпиад. Многие выпускники поступают и обучаются в самых известных университетах мира, таких как Оксфорд, Гарвард, Кембридж. Число желающих поступить в наши школы растет с каждым годом. К примеру, только в текущем году было получено свыше 30 тысяч заявок.

В течение последних двадцати лет МОФ «Білім-Инновация» активно увеличивал долю местных преподавателей. Cказалось ли на качестве образования данное перераспределение педагогического состава?

– Во время открытия первых лицеев для преподавания английского языка и других профильных предметов были привлечены иностранные педагоги. Однако со временем преподавательский состав изменился в пользу местных специалистов за счет проведения плодотворной работы по развитию местных педагогических кадров. В наших лицеях была внедрена программа менторства: старшеклассники помогают ребятам, которые учатся классом ниже. Впоследствии такие активисты, получив высшее образование, зачастую становятся преподавателями в «Білім-Инновация» лицеях. Некоторые учителя пришли к нам после программы «Болашак». Ежегодно в целях повышения квалификации учителей проводятся семинары Оксфордской академии образования, для преподавателей информатики организовываются сертификационные курсы CISCO и т. д. Можно смело сказать, что система «Білім-Инновация» превратилась в кузницу профессиональных педагогических кадров.

Расскажите также про основные направления воспитательной работы и планах на ближайшее будущее.

– Мы развиваем одну большую образовательную экосистему «Білім-Инновация». Особое  внимание в лицеях уделяется патриотическому воспитанию учащихся и пропаганде здорового образа жизни. Это реализуется посредством ценностно-ориентированного образования.

Каждый месяц выбирается определенная «ценность» и проводятся соответствующие тематические мероприятия. К примеру, «Месяц добра и уважения», когда каждый участник нашей экосистемы – от директора до техперсонала – ежедневно выполняет определенные добрые дела по отношению друг к другу. Значимую роль мы отводим содружеству школы и семьи. Родительская общественность принимает активное участие в жизни лицеев. На базе «Білім-Инновация» была создана родительская академия, в рамках которой квалифицированные специалисты делятся практическими советами по воспитанию детей.

В ближайшем будущем планируем внедрить индивидуальную образовательную траекторию учащихся: вся учебно-воспитательная деятельность в лицеях будет спроектирована согласно интересам и потребностям учеников. Все задачи и планы развития МОФ «Білім-Инновация» сходятся к одному неизменному принципу – давать детям качественное образование и осознанное воспитание в духе национальных традиций.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить