Зависимая независимость и несправедливая справедливость

24727

Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков: «Казахстан отмечает очередной День независимости, который всегда должен напоминать о том, что создать государство намного сложнее, чем его разрушить»

Фото: hameleons.com

По мнению чиновников, справедливо всё то, что позволяет экономить за счет народа

В современном мире абсолютно независимых государств не осталось. Практически все связаны по рукам и ногам огромным количеством политических и экономических обязательств. Казахстан не является исключением, если вспомнить его участие во многих международных организациях. Хотя, как показывает исторический опыт, свою независимость теряют государства, которые в первую очередь раздроблены изнутри. Ситуация на Украине, ставшей игрушкой внешних игроков в том числе и потому, что эта страна серьезно расколота внутренне, должна стать хорошим уроком для Казахстана.

Таким образом, более сложной задачей для любого государства является не просто очертить свои границы и сочинить Конституцию, а заставить власть работать эффективно не только для элиты, но и для всего общества. Если этого не происходит, то верхи и низы начинают жить независимо друг о друга, говорят на разных языках, строят разные планы на будущее и верят в разные идеалы. А это уже мины замедленного действия, которые рано или поздно могут взорвать страну изнутри, поставив под угрозу ее независимость.

Ровно год назад в статье «Где мы теряем независимость», опубликованной на Forbes.kz, я уже писал о том, что наша республика находится в опасном положении из-за того, что во многих сферах - от экономики до информационной безопасности - мы уже потеряли часть своего суверенитета. Но не менее опасна ситуация, когда власть чувствует себя независимой от общественного контроля, а общество понимает, что от него тоже ничего не зависит.

10 декабря в Алматы прошел «круглый стол» под интригующим названием - «Социальная справедливость: зарубежный опыт и центральноазиатское измерение». Организаторами выступили казахстанский Центр актуальных исследований «Альтернатива» совместно с филиалом Фонда Розы Люксембург в России. Тут важна сама постановка вопроса о роли социальной справедливости в развитии любой страны. Если власть и общество здесь не приходят к консенсусу - это уже угроза для государства.

Конечно, социальную справедливость каждый понимает по-своему. Одни понимают под ней уравниловку, другие - равные стартовые возможности. Вацлав Гавел, бывший президент Чехии, ныне покойный, когда-то говорил: демократия - это горизонт, к которому кто-то ближе, а кто-то дальше, но никто его никогда не достигнет. С социальной справедливостью все намного сложнее. Проблема в том, что этот термин в течение долгого времени «юзали» все кому не лень - от нацистов до современных террористов. Его любят использовать и многие благопристойные «слуги народа» по всему миру, в том числе и в Казахстане.

Например, на упомянутом «круглом столе» активисты движения «За справедливые декретные» обратили внимание вот на что. Когда чиновники двигали уравниловку в выплате декретных для будущих матерей по минимальной шкале выплат, они тоже прикрывали это словами о необходимости соблюдения «социальной справедливости».

Об этой самой «справедливости» наша власть говорила, когда лоббировала повышение пенсионного возраста для женщин.

То есть, по логике казахстанских чиновников, справедливо всё то, что позволяет экономить за счет народа. Думаю, они сильно удивились бы тому, что во многих странах мира под «социальной справедливостью» в первую очередь понимают доступ общества не только к национальному богатству и к контролю над его распределением, но также к качественному образованию или здравоохранению. А дефицит таких бонусов говорит о том, что в государстве налицо социальная несправедливость. Которая, как показывает арабский «принцип домино», может стать детонатором социального взрыва.

По данным Федерации профсоюзов Казахстана (ФПК), с начала 2013 на почве трудовых конфликтов в стране зафиксировано 150 акций протеста. Зампрде ФПК Кайрат Амандыков заявил по этому поводу: «Больше всего конфликтов происходит на предприятиях с иностранным участием в добывающей отрасли, в основном из-за разницы в оплате равного труда».

Но кто устанавливает правила игры в Казахстане - иностранные компании или государство? Иностранцы никогда не скрывали, что пришли в страну за прибылью. Что касается наших чиновников, то выходит, что печальный опыт Жанаозена их ничему не научил: по данным ФПК, одним из лидеров по забастовок снова стал нефтегазовый запад страны. Не меньше трудовых конфликтов было и в Карагандинской области, в том числе в корпорации «АрселорМиттал», чей владелец Лакшми Миттал входит в список богатейших людей мира по версии Forbes. Благодаря в том числе и казахстанским активам. Но в этом случае наши чиновники о «социальной справедливости» говорить не хотят. Им привычнее призывать граждан быть честными по отношению к государству, а не наоборот.

Финансовый эксгибиционизм

За­ко­н «О вне­се­нии из­ме­не­ний и до­пол­не­ний в неко­то­рые за­ко­но­да­тель­ные ак­ты РК по во­про­сам де­кла­ри­ро­ва­ния до­хо­дов и иму­ще­ства граж­дан РК и лиц, име­ю­щих вид на жи­тель­ство» власть его представляет как один из инструментов борьбы с теневой экономикой. По оценке финполиции, в 2012 году теневой оборот в Казахстане превышал $30 млрд, из которых часть денег уходила на коррупционные услуги. Естественно, очередное блюдо от властей поддается под соусом «социальной справедливости», когда все должны быть равны перед законом с точки зрения предоставления информации о своем иму­ще­стве.

Но это скорее напоминает индульгенцию для тех, кто за двадцать лет вырвался из грязи в князи, сколотив за счет государства солидные капиталы в рамках коррупционных схем. Ведь в законопроекте уже прописана норма о том, что источники происхождения доходов в первоначальной декларации проверяться не будут. Но, с точки зрения многих граждан страны, было бы более справедливым, если бы представители казахстанской политической элиты, а также их родственники все-таки публично отчитались об источниках происхождения всего своего имущества и доходов.

Не меньше смущения вызывает и отсутствие гарантий конфиденциальности полученной информации, так как в декларации необходимо будет вписать не только движимое и недвижимое имущество, но также ценные бумаги, доли участия в коммерческих организациях, деньги на счетах в банках, в том числе депозиты, ценные подарки, дарственное или наследуемое имущество. Вот такой финансовый эксгибиционизм требуют от граждан страны наши чиновники, при этом не имея никакого желания сделать прозрачнее финансовые потоки внутри госструктур и нацкомпаний. Хотя сами же финполовцы признают, что огром­ные сум­мы, по­лу­чен­ные в ре­зуль­та­те хищений бюд­жет­ных средств и укло­не­ния от упла­ты на­ло­гов, представляют угро­зу для на­ци­о­наль­ной без­опас­но­сти.

В этой связи интересно было бы отследить судьбу рабочей группы по деофшоризации отечественной экономики, которая вроде была создана распоряжением премьер-министра еще в августе. Ведь офшоры давно уже стали потайными карманами «слуг народа», которые внутри страны - сплошь нищеброды, живущие в особняках и владеющих «крузерами» исключительно по доверенности богатых родственников.

Фига в кармане

Казахстанское общество напоминает пирамиду, где условно 10% населения - вершители, 15% - так называемый «средний класс», который в кризис сильно поредел, 10% - «новые бедные» (это те, кто когда-то в этот самый «средний класс» входил) и 65% - все, кто обретается вблизи черты бедности. Всеобщие  декларации доходов эту пирамиду с ног на голову не перевернет, не сделает ее более справедливой. Можно сколько угодно проводить легализации капиталов с имуществом и вводить всеобщее декларирование, но без доверия между властью и обществом это будет напоминать игру в «честность» с фигой в кармане. Хотя именно принцип социальной справедливости должен сейчас ставиться во главу угла в деятельности государства. Без неё любые инициативы ждет провал. Борьбу с коррупцией будут воспринимать как конкуренцию за место у кормушки. Антикризисную программу правительства - как очередной распил бюджетных денег. А форсированную индустриально-инновационную программу - как ящик Пандоры, куда много чего входит, но откуда ничего не выходит.

Возникает парадоксальная ситуация, когда реальная, а не мнимая независимость любого государства в значительной степени опирается на зависимость власти от общества, которые одинаково понимают, в чем заключается эта самая «социальная справедливость».

Тем более что у этой справедливости есть вполне четкие экономические индикаторы. Это низкий уровень бедности и значительный слой среднего класса. Это высокий уровень прозрачности бюджетов всех уровней, а также доступное и качественное образование и здравоохранение.

Только при соблюдении названных условий государство будет сильным изнутри и конкурентоспособным на международной сцене. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить